?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Финэкс на своем сайте опубликовал полную версию статьи Евгения Ковалишина «Стоит ли переживать из-за мнимой переоцененности американского рынка акций?». Ранее сокращенная версия которой была опубликована «Ведомостями» под названием «Стал ли фондовый рынок менее интересен после коррекции?».

Полная версия интереснее, и я рекомендую прочитать именно ее. Тем более, что тема мне представляется интересной для обсуждения. Однако, с основными ее выводами я не согласен. И вот почему.

Пожалуй, главная претензия к статье состоит в том, что она ищет ответ вовсе не на тот вопрос, который интересует инвестора.

Автор пытается ответить на вопрос, инвестировать ли в фондовый рынок США, который сейчас выглядит переоцененным? Между тем, у разумного инвестора вопрос стоит по-другому: какую долю капитала инвестировать в рынок акций США, а какую – в рынки акций других стран?

А вот про рынки акций других стран в статье не написано ни слова. Статья рассматривает лишь рынок акций США в вакууме, отдельно от мирового рынка акций, сравнивая его текущую оцененность с историческими оценками.

Между тем, помимо США на планете существуют еще десятки других рынков акций, и в настоящий момент подавляющее большинство из них стоят дешевле, чем США.

В частности, акции США (CAPE 30.7) в настоящее время стоят примерно в 1,5 раза дороже таких рынков, как Франция (CAPE 21.0), Канада (20.9), Германия (CAPE 20.1), Китай (CAPE 19.1), Австралия (CAPE 18.3), примерно в 2 раза дороже таких рынков, как Великобритания (CAPE 15.7), Южная Корея (CAPE 15.6), Израиль (CAPE 14.7), Сингапур (CAPE 14.4), Бразилия (CAPE 14.2), в 3 раза дороже, чем индекс развивающихся рынков Европейских стран (CAPE 9,7) и в 4,5 раза дороже рынка акций России (CAPE 6.5) (все данные на 28.02.2018 с сайта starcapital.de). Цифры CAPE, грубо говоря, показывают количество лет, в течение которых инвестор рассчитывает окупить свои вложения, и обратно пропорциональны ожидаемой реальной доходности.

Соответственно, правильный вопрос разумного инвестора заключается в том, стоит ли инвестировать в дорогой рынок США при наличии куда более выгодных альтернатив?

Или, еще более правильная постановка вопроса портфельного инвестора выглядит так: как выбрать доли рынков акций разных стран в своем инвестиционном портфеле?

Верите ли вы в то, что технологический прогресс в США будет развиваться настолько быстрее, чем в других местах планеты? Или разговоры про роботизацию в США в 2018-м окажутся сродни разговорам про влияние интернета в США в 2000-х и «японское технологическое чудо» в 1990-х, т.е. представляют собой пузырь, надутый на неоправданных ожиданиях?

Вот о чем стоит беспокоиться разумному инвестору. И вот для чего нужны цифры, позволяющие сравнивать оцененность и потенциал рынков акций разных стран.





Ближайшие семинары и вебинары:

21 - 22 апреля, МоскваСергей Спирин, семинар «Инвестиционный портфель для финансового советника»
23 - 26 апреляСергей Наумов, "Как инвестировать в ETF в России и за рубежом"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterTelegramYouTube, ■ ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 19 комментариев — комментировать )
Денис Горностаев
24 мар, 2018 19:18 (UTC)
А почему бы не рассматривать повышенную ожидаемую доходность как премию за риск? У нас вообще полно фирм с P/BV меньше 1, это нонсенс по идее, но тем не менее. Хотя начинаешь присматриваться - у кого рентабельность ниже ставки ОФЗ (безумие %)), у кого вся бизнес-модель - освоение госбюджета и т.п.

Я не берусь за другие рынки, но конкретно наш индекс просто ходит за нефтью, за ней ходит и рубль. Плюс наша средняя инфляция пока что около 10%. Плюс нет гарантии неприкосновенности частной собственности. Это очень большой риск, кмк. И пока он не уменьшится, никакого P/E > 15 нам не видать.
Денис Горностаев
24 мар, 2018 19:53 (UTC)
> Верите ли вы в то, что технологический прогресс в США будет развиваться настолько быстрее, чем в других местах планеты?

Настолько - не знаю, но быстрее - да. Как и всё последнее время. Пока что процессоры, техника, станки, софт, лекарства - оттуда. Sad but true.

Границы почти стёрты, переманивают специалистов они неплохо. Капитал есть, просить ни у кого не надо. Низкие налоги тормозят меньше. Европа ударилась в социализм и тратит деньги на пособия, мы тоже особо в себя не инвестируем. Как всё это скажется на жизнях людей мы посмотрим, но вот то, что будут разные темпы роста прибылей корпораций по разные стороны океана - 100%.
fintraining
25 мар, 2018 06:56 (UTC)
Вы вправе иметь свое мнение, я - свое.

Я не вижу никаких причин, по которым следующим технологическим лидером должны оказаться США, а не, скажем, Китай, Израиль, Корея, Германия или еще кто-то.

А вот разница в оцененности рынков у них очень существенная. И это есть факт, в отличие от предположений о более быстром развитии технологического прогресса в отдельно взятой стране.
Денис Горностаев
25 мар, 2018 09:19 (UTC)
Да, это всего лишь моё мнение.

Но, Сергей, вы как-то странно смотрите на это :) С одной стороны, вы доверяете CAPE - показателю, собранному чисто на истории. С другой, вы говорите, что ну теперь-то всё будет по-другому, и вперёд вырвется другая страна, хотя статистически за всё время наблюдений рынок США был самым доходным, несмотря на войны, кризисы и прыгающий CAPE. Лично я не верю, что можно как-то угадать моменты, когда рынок на волне понимания переоценки таки скорректируется, чтобы там и нарастить долю. Поэтому и комментирую такие посты :) Как говорится, в ожидании коррекций денег теряется больше, чем на самих коррекциях.


У Талера есть ещё более забавное мнение - он (да и другие учёные мужи тоже) так и не смог адекватно объяснить причину премии за риск у акций вообще. Исторически акции менее рисковые, чем облигации, если риск рассматривать не как волатильность (она хорошо видна только в краткосроке), а как вероятность потерять деньги - облигации болтаются около инфляции всю историю. Например, упомянутая вами Германия - как раз страна с исторически отрицательными бондами, хотя с акциями всё норм :)

К чему я это. А к тому, что как акции уже 200 лет неадекватно переоценены относительно облигаций, так и США ещё 200 лет могут быть неадекватно переоценены относительно остального мира :)
valuavtoroy
25 мар, 2018 14:08 (UTC)
У Талера есть ещё более забавное мнение
"У Талера есть ещё более забавное мнение - он (да и другие учёные мужи тоже) так и не смог адекватно объяснить причину премии за риск у акций вообще. Исторически акции менее рисковые, чем облигации, если риск рассматривать не как волатильность (она хорошо видна только в краткосроке), а как вероятность потерять деньги - облигации болтаются около инфляции всю историю. Например, упомянутая вами Германия - как раз страна с исторически отрицательными бондами, хотя с акциями всё норм :)"

По моему тут особо не над чем ломать голову. Природой заложено в человека придавать слишком большое значение краткосрочным рискам, и для человека риск потерять пусть временно какую-то часть капитала, гораздо более значимо, и более болезненно, и более убедительно, чем все разговоры про долгосрочную доходность акций и их преимущество перед облигациями.
Кстати, премия за риск достаётся тем, кто не боится вкладывать деньги в периоды рыночных спадов, и он лишь приятный бонус, прилагающийся к доходности акций, которая обусловлена прибылью, которую генерирует бизнес. Есть спад на рынке-премия за риск становится значительней и присовокупляется к нормальной доходности акций, которую акции демонстрируют на протяжении длительного времени. А облигации будут уступать акциям в силу фундаментальных причин большую часть времени. Объективно. По той причине, что на облигации выплачивается только часть доходов бизнеса, и эта часть меньше, чем те денежные потоки, которые бизнес генерирует. Стоимость компаний равна совокупности всех денежных потоков, которые эта компания сгенерирует за всё время своего существования.
Нет неадекватной переоценки акций. Так и должно быть в силу природы этого актива.
fintraining
25 мар, 2018 15:50 (UTC)
Вы как-то плохо знаете финансовую историю. :)

Рынок США не был самым доходным в истории. По сверхдолгосрочной доходности он проигрывает таким рынкам, как Австралия и ЮАР.

Не был он первым и по максимумам CAPE (первенство принадлежит Японии 90-х)

Не был рынок США первым и по средним значениям CAPE - лидеры по этому показателю регулярно сменяют друг друга, возвращаясь назад к среднему после лопания пузырей.

Соответственно, этого я жду и сейчас - возврата к среднему. И думаю, что дождусь во вполне обозримом будущем.




Edited at 2018-03-25 15:50 (UTC)
novosyolov
25 мар, 2018 18:39 (UTC)
Сергей, а предсказание коррекции - это не отход от концепции эффективного рынка? Вроде бы все известные риски уже должны быть заложены в цену. Или я что-то неправильно понимаю?
fintraining
25 мар, 2018 18:56 (UTC)
У меня есть предположение, что выбор между рынками разных стран - это выбор на ОЧЕНЬ неэффективном рынке в силу сразу многих причин - это и home country bias, и языковые барьеры, и технические сложности выхода на иностранные рынки, и налоговые вопросы, и политические вопросы и еще многие другие. В силу этого именно на этом уровне (на уровне выбора между разными странами), как мне кажется, об эффективности рынка говорить не приходится вообще.

Edited at 2018-03-25 19:02 (UTC)
novosyolov
25 мар, 2018 19:09 (UTC)
Это очень интересное замечание. Если рынок в этой части неэффективен, надо придумать, как на этом можно заработать :-)
Денис Горностаев
26 мар, 2018 14:50 (UTC)
Да, вы правы, про Австралию и ЮАР я забыл. Но из экзотики мне России хватает :)
alex9981
25 мар, 2018 13:32 (UTC)
"Делать ставки против Америки было ошибкой в течение 240 лет, не стоит заниматься этим и сейчас" У.Баффет.
У nakhusha была хорошая серия материалов на тему выбора долей стран в портфеле. Имхо, я за классическое по весу с округлением до круглых цифр для удобства ребалансировки.
(Анонимно)
25 мар, 2018 14:02 (UTC)
Сергей, почему все так уверены, что инвестирование а США (да и др. западные биржи) останется ненаказуемым для российского инвестора?
fintraining
25 мар, 2018 15:53 (UTC)
Да как-то не принято это. Даже в отношении откровенно диктаторских режимов к заморозке средств рядовых инвесторов обычно не прибегали. За что и кого наказывать?
(Анонимно)
25 мар, 2018 17:43 (UTC)
Так ведь достаточно запретить западным биржам работать с Россией. Неужели это нереально? Достаточно просто ограничить доступ (даже односторонний). И что, все рядовые инвесторы поедут судиться и получать деньги за замороженные активы? Или им кто-то, супер порядочный, организует удаленную защиту интересов и возврат вложенных средств?
fintraining
25 мар, 2018 18:19 (UTC)
Это чревато резким оттоком средств из США со стороны граждан других стран. Да и в России конторы вроде Макдоналдса вряд ли смогут после такого работать. Это вам не дипломатов туда-сюда гонять. :)

За последние годы ряд американских брокеров отказались от работы с россиянами. Во всех случаях с выводом средств проблем не возникало.
(Анонимно)
26 мар, 2018 13:58 (UTC)
И, тем не менее, похоже занавес не за горами :(
Денис Горностаев
26 мар, 2018 14:52 (UTC)
Вся экономика России работает на экспорт сырых ресурсов и денег на Запад, зачем им перекрывать этот фонтан щедрости? :) Деньги не пахнут.
novosyolov
25 мар, 2018 18:37 (UTC)
Мне кажется, куда вероятнее, что это наше правительство запретит нам владеть иностранными бумагами. Или я зря параною?)
fintraining
25 мар, 2018 19:01 (UTC)
Я и в это практически не верю. Это было бы огромным злом для экономики и развития страны, курс на полную изоляцию вроде Северной Кореи. Нынешним российским властям это точно не нужно.
( 19 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner