?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

С.С.:
Наконец-то уже и "Ведомости" пишут о том, о чем я уже года два пишу.

Осталось дождаться, когда же зачешутся ЦБ и Прокуратура.

Думаю, когда, наконец, вся эта афера вскроется полностью, пострадавших, шума и ущерба может оказаться не меньше, чем от деятельности МММ.

Действия агентов - это все цветочки. Ягодки начнутся, когда начнет вскрываться, куда же были инвестированы эти деньги. Это пока все поют мантру: "деньги в любом случае не пропадут". Думаю, уже очень скоро все запоют по-другому, когда станет понятно, что еще как пропадут!

28 июля 2017 г.
Анна Холявко,
Источник: "Ведомости"

«Нам отказать не могут, это государственная программа»
Как агенты пенсионных фондов обрабатывают клиентов


Обнаруженные Счетной палатой и Центробанком «массовые фальсификации» при переводе пенсионных накоплений граждан – дело рук агентов, которые привлекают клиентов в пенсионные фонды, настаивают НПФ. Чтобы проверить это, корреспондент «Ведомостей» прошел собеседование в нескольких компаниях, которые работают с крупными фондами: Retail Partners Company (RPC, агент НПФ «Будущее» и «Согласие»), «Пенсия-инвест» («Газфонд пенсионные накопления») и «Центр планирования пенсии» (его сотрудники уверяют, что он привлекает клиентов для группы «Сафмар», но она это опровергает, допуская, впрочем, что компания может быть ее субагентом).

Оказалось, что агенты обманывают людей, выдавая себя за сотрудников государственного Пенсионного фонда России (ПФР), называя «свои» фонды лидерами по инвестиционному доходу и утаивая его потерю при переводе средств.

Именем ПФР откройте

Все указанные компании просят своих агентов при удобном случае ссылаться на ПФР, законы о необходимости получения полиса обязательного пенсионного страхования (ОПС) или представляться «районным страховщиком». Задача – любым способом попасть в квартиру или на встречу в организацию. «Мы промокнем под дождем, но в подъезд мы попадем», – поют о своей работе в ролике на YouTube агенты компании APSG, привлекающей клиентов НПФ.


Агенты «Центра планирования пенсии» не ходят по квартирам – только по бюджетным и коммерческим предприятиям. В скрипте назначения встреч по телефону компания указывает: чтобы «пройти» секретаря, нужно назваться представителем ПФР. Директору или заведующей по вопросу административного оповещения работающего населения звонящий говорит: «Пенсионный фонд России. Центр планирования пенсии <...> В рамках пенсионной реформы 2017 г. мы проводим плановое оповещение коллективов бюджетных и коммерческих предприятий об изменениях системы пенсионных накоплений от 1 августа 2016 г.». Что это за изменения – сотрудники центра объяснить не смогли.

ПФР упоминают для того, чтобы у собеседника сложилось впечатление, что встречу назначают именно сотрудники ПФР, объяснял будущим агентам старший специалист пенсионного страхования «Центра планирования пенсии», но компания уже отходит от такой практики, потому что «честная работа приведет к хорошим результатам».

Для привлечения клиентов в «Газфонд пенсионные накопления» агенты встречаются с представителями компаний (но этот канал изживает себя, так работают только опытные агенты) и ходят по квартирам, проводя «выдачу документов ОПС по принципу переписи населения». Компания, по словам руководителя офиса «Пенсии-инвеста», согласовывает работу с администрацией городов и районов, куда относят информационные письма о проведении «разъяснительной работы по пенсионной реформе для повышения финансовой грамотности при поддержке Министерства финансов РФ». «Мы ждем ответа – нам отказать ни в коем случае не могут, ведь это государственная программа», – объяснял он будущему агенту.

Получив добро от администрации, «Пенсия-инвест» идет с письмами и документами в местные отделения полиции и управляющие компании. На территории развешиваются объявления о работе агентов, а сами они, звоня в квартиры, согласно скрипту продаж представляются: «По пенсионной реформе плановый обход вашего дома».

По оценке руководителя офиса «Пенсия-инвеста», 2/3 целевой аудитории НПФ еще не получили ОПС. По данным ПФР, большинство россиян пока молчуны – их 41,9 млн человек, или 54,8% участников накопительной системы. Агент «Пенсия-инвеста» убеждает клиентов, что в его обязанности входит выдача данного документа в рамках пенсионной реформы.

«Если агенты представлялись работниками ПФР, то состав мошенничества сложно доказать. Если застрахованное лицо по-прежнему может перевести деньги в тот фонд, в который хочет, формально по законодательству накопления не похищены. Клиент буквально не теряет их и может перевести в другой фонд по своему выбору», – уверен адвокат BGP Litigation Георгий Баганов. По его словам, агента можно привлечь к иным (не уголовным) видам ответственности – обратиться в прокуратуру может не только пострадавший, но и ПФР. Другое дело, что ПФР для этого нужно собрать доказательства, найти пострадавших и приложить минимальные усилия, объясняет Баганов.

ПФР этого делать не собирается. Его представитель предложил несостоявшемуся агенту из редакции «Ведомостей»: «Если вы выявили нарушения, поставьте в известность правоохранительные органы и регулятора – Центробанк». Он напомнил, что сотрудники ПФР никогда не обходят дома и тем более не подходят к людям на улице с просьбой подписать какие-либо бумаги или предоставить номер СНИЛС. Что ПФР может противопоставить подобным действиям, его представитель не ответил. Минфин не уполномочивал НПФ проводить такую работу, объяснил представитель Минфина.

Представитель ЦБ напомнил, что по закону фонды несут ответственность за действия своих агентов, и также посетовал на сложности со сбором доказательств нарушений. ЦБ добивается четкого описания требований к деятельности агентов НПФ, продолжает представитель ЦБ: СРО НПФ должны будут прописать порядок деятельности агентов, установить требования по их ответственности, фонды будут вести реестры агентов.
Нечего терять

Матчасть одинаково хромает у всех агентов. Молчуны не теряют инвестиционный доход, инструктировали кандидата в агенты сотрудник «Центра планирования пенсии» и сотрудник RPC.

«Сотрудник кадровой службы не посвящен во все детали профессионального обучения агентов, поэтому и не мог проинформировать соискателя о каждом из нюансов специфики деятельности агента. Его основная задача – подбор и адаптация новых сотрудников», – объясняет президент RPC Эдуард Чекрыгин. На тренинге в «Центре планирования пенсии» объяснили, что оповещение граждан о потере инвестиционного дохода остается на усмотрение агента – в обязанностях это не прописано. Но оповещать нужно – граждане обращают внимание на подобную заботу и охотнее доверяют агентам НПФ «Сафмар».

На что жалуемся?

Более 5000 жалоб, связанных с НПФ, получил Центробанк за первую половину 2017 г. Главные претензии: незаконный (без ведома клиента) перевод накоплений из одного НПФ в другой – более 2100; наоборот, препятствие переводу накоплений – более 1900; неуведомление о потере инвестиционного дохода при досрочной смене фонда – более 1300. За 2015–2016 гг. было получено 2600 жалоб.

Предупреждая человека о потере инвестиционного дохода, обязательно нужно напоминать ему о доходности фондов – убеждать, что его накопления не съедает инфляция, продолжал инструктаж сотрудник «Центра планирования пенсии». При этом каждый считает доходность «своего» фонда лучшей. По информации «Центра планирования пенсии», наивысший доход получают клиенты группы «Сафмар» – средняя доходность с 2011 по 2016 г. – 8,5%. Сотрудник, обучающий агентов для НПФ «Газфонд пенсионные накопления», объяснял на собеседовании, что доходность фонда в 2016 г. превысила 11%, разумеется, это больше, чем у других. По данным ЦБ, за 2016 г. доходность НПФ «Сафмар» составила 9,4%, «Газфонд пенсионные накопления» – 13,2%.

«Пенсия-инвест», по словам инструктора, следит за тем, чтобы агенты сообщали о потере инвестиционного дохода при смене НПФ. Он рассказывает, что раньше на нарушение закрывали глаза, и признает, что агенты часто умалчивали о потере: «У нас есть свои планы, и мы знаем, что делаем человеку хорошо, и смотрим по ситуации». Но после того как однажды компания выплатила человеку сумму потерянного инвестиционного дохода, закон стали исполнять. По его словам, сумму заплатила сама компания – такие штрафы демотивируют агентов.

«Мы начали проверку деятельности данного агента, условия агентского договора не допускают возможности подобного сценария», – объяснил представитель НПФ «Газфонд пенсионные накопления». После проверки будет принято решение, продолжать ли работу с этой компанией.

Гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров отказался комментировать описанные действия агентов: «Во всех наших договорах с партнерами закреплены стандарты работы, строго соответствующие требованиям законодательства и рекомендациям регулятора».

Представитель пенсионной группы «Сафмар» тоже заверил в жестких стандартах работы официальных агентов и пресечении любых нарушений установленных стандартов и процедур, незамедлительной реакции на факты недобросовестной рекламы или введения клиента в заблуждение. «Наш фонд не всегда может контролировать и регламентировать все индивидуальные беседы сотрудников компаний-контрагентов с каждым отдельным их клиентом или соискателем на вакансию», – объясняет то, с чем столкнулся будущий агент на собеседовании, гендиректор НПФ «Согласие» Александр Вьюницкий.

Договорной матч

Новоявленному агенту пришлось бы столкнуться с серьезными ограничениями. «Центр планирования пенсии» в договоре с будущим агентом четко указывает, из каких фондов переманивать клиентов не имеет смысла, – их привлечение попросту не оплатят.

Список довольно большой: фонды пенсионных групп «Сафмар» (НПФ «Сафмар» объединил «Регионфонд», Европейский пенсионный фонд, «Образование и науку» и «Райффайзен», также в группу входит НПФ «Доверие») и «Будущее» («Стальфонд», «Русский стандарт», «Союз-телеком», «Благосостояние ПН» и «Уралсиб»), «Газфонд пенсионные накопления» (объединил НПФ «Кит-финанс», «Промагрофонд» и «Наследие»), НПФ РГС, а также контролируемые «Открытие холдингом» НПФ электроэнергетики и «Лукойл-гарант», говорится в тексте договора (с ним ознакомились «Ведомости»).

Эти фонды договорились, что переводить клиентов друг у друга нельзя, объяснили на тренинге в «Центре планирования пенсии». Перевести клиентов из ряда фондов не получится, подтвердил на собеседовании сотрудник «Пенсия-инвеста». По его словам, в конвенцию объединились все фонды, кроме НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд», поэтому переводить клиентов можно только оттуда и из ПФР.

ПФР будет работать по-новому после критики Счетной палаты

Практически у всех компаний существует приложение, в котором можно быстро проверить, является ли человек клиентом фондов коалиции. «Ведомости» изучили инструкцию к приложению, которое используют агенты RPC. «Проверить СНИЛС на дубль» – значит посмотреть, является ли гражданин клиентом одного из десятка НПФ, которые заключили договор о том, что они не будут переманивать клиентов друг у друга, объяснял на собеседовании сотрудник RPC. Он рассказывает, что коалицию создали крупнейшие 10 фондов с высокой доходностью, среди которых НПФ «Будущее», «Согласие», «Сафмар». По его словам, эти фонды «объединились после того, как руководитель одного из фондов получил уведомление о переводе своих пенсионных накоплений в другой НПФ».

Похожим приложением пользовался сотрудник «Центра планирования пенсии» на встрече с сотрудниками почтового отделения № 252 в Москве, на которой побывал корреспондент «Ведомостей». Сотрудник «Пенсия-инвеста» описал схожую систему.

НПФ такие договоренности всегда отрицали и опровергают сейчас. Мобильное приложение дает агенту возможность проверить, можно оформить гражданина или нет, подтверждает Чекрыгин, но называет другую цель – исключение повторного оформления документов. «Про якобы коалицию активно шел разговор в 2016 г. в прессе. Но на самом деле клиенты перечисленных фондов спокойно переходили в фонды-партнеры и сейчас переходят», – уверяет он, а программа блокирует только «перевод» из фонда снова в этот же фонд. Представитель «Центра планирования пенсии» не комментирует нулевые комиссии.

В мае 2016 г. ФАС отказала в рассмотрении жалоб на сговор НПФ, не найдя доказательств ограничения конкуренции. «В прошлом году к нам поступило много жалоб от физических лиц на создание НПФ коалиции для препятствования переходу граждан из одного НПФ в другие, но никаких подтверждающих документов представлено не было – без таких документов у ФАС нет правовых оснований проводить проверку», – объясняет замначальника управления контроля финансовых рынков ФАС Лилия Беляева. «Непредложение услуги не равно созданию барьера. Преград для граждан по переходу в другой НПФ по заявлению нет. Соответственно, ограничения их прав в этом также нет», – дополнил представитель ФАС.








Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 3 комментария — комментировать )
(Анонимно)
28 июл, 2017 18:43 (UTC)
Я тоже об этом говорил и сейчас повторю. Ведомости не смогли или не захотели копнуть несколько иначе. Ведь ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" не оставляет места всяческим агентам как-то иначе, чем сказано в этом ФЗ, оформлять договор о переводе пенсионных накоплений по ОПС из ВЭБ в НПФ или из НПФ в НПФ. Далее для внимательного прочтения статьи этого ФЗ, показывающие, что просто так никакие агенты не смогли бы ничего никуда переводить, минуя сотрудников ПФР, причем именно в отделениях ПФР, а не в подъездах или притонах. И есть подозрение, что такие переводы и были результатом сговора некоторых сотрудников ПФР и НПФ. Иные варианты не вижу. Итак, статья 36.7 пункт 4 говорит о порядке подачи гражданином заявления о переходе из ПФР в НПФ, и соответственно, переводе накопительной части. Читаем этот пункт:
“ Заявление застрахованного лица о переходе (заявление о досрочном переходе) в фонд направляется им в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются:
1) нотариусом или в порядке, установленном п.2 ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами территории Российской Федерации;
3) утратил силу с 1 января 2014 года.
4) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг“. Всё.
О том же говорят статья 36.8, статья 36.8-1 и статья 36.11, касающиеся порядка подачи гражданином заявления и/или уведомления при переходе из НПФ в ПФР или в другой НПФ. В этих случая установление личности и проверку подлинности подписи застрахованного лица имеют право провести так же и в фонде, с которым у застрахованного лица заключен договор об обязательном пенсионном страховании. Разговор идет об уже заключенном договоре! То есть в этом случае подпись заверяет сотрудник НПФ. из которого гражданин выводит свои пенсионные накопления по ОПС. А не заводит туда.
Как видно из сказанного, никакие агенты, “работники фондов”, в этих конкретных статьях закона не упоминаются - ни буквально, ни логически, ни по смыслу. Их нет! И слова в этих статьях ФЗ "...или направить иным способом.." относятся именно к тем способам направления заявления, которые предусматривают установление личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица соответствующим образом. Агенты не являются нотариусами или ответственными работниками МФЦ, и никак не связаны с электронным документооборотом гражданин-ПФР (это не просто эл.почта, а именно сайты госуслуг. И это подписанное заявление в любом случае приходит в ПФР. А вот дальше интересно, на каком основании сотрудник ПФР дает добро на перевод средств куда бы то не было, если подписи заверены не так как того требует законодательство. Даже если гражданин выдаст агенту доверенность на право подачи заявления в ПФР, подпись то агент заверить не имеет полномочий по ФЗ. И это заявление в ПФР просто не примут. А если приняли и перевели средства, значит где-то сговор. Именно эти моменты Ведомости обошли вниманием. Конечно, Ведомости копнули неплохо, но до ПФР толком не добрались и не задали им нужных вопросов.
(Анонимно)
28 июл, 2017 18:45 (UTC)
Еще добавлю. И кстати, у них настойчиво в тексте фигурирует некий АО "НПФ Газфонд пенсионные накопления". Он хоть и имеет лицензию, но это мелкий и молодой НПФ, имеющий долю рынка менее 0,01%. И его не следует путать с НПФ "Газфонд", основанным в 1994 году и являющимся крупнейшим НПФ России (доля рынка 31,83% на март 2017 г.). Как то Ведомости не зашли к нему в гости с вопросами об агентах)) Да к кто ж будет разбираться, где настоящий Газфонд, а где нечто, рядящееся под него, имеющее идентичную эмблему и пользующееся агентишками.
(Анонимно)
28 июл, 2017 18:47 (UTC)
И на десерт - практически ВСЯ статья 36.27 "Ограничения маркетинга в фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию", ибо она того стоит:
“1. Фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, не вправе:
предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях заключения договора об обязательном пенсионном страховании или сохранения действия указанного договора;
предлагать какие-либо выгоды страхователю или любому из его аффилированных лиц в целях принуждения этого страхователя к требованию от своих застрахованных лиц заключить договор об обязательном пенсионном страховании с фондом или вознаграждения страхователя за указанное требование;
предлагать какие-либо выгоды профессиональному союзу или другим общественным организациям в целях принуждения их к требованию от своих членов заключить договор об обязательном пенсионном страховании с фондом или вознаграждения таких организаций за указанное требование.
2. Для целей настоящего Федерального закона под выгодами понимаются любые выгоды, в том числе денежные поощрения, уплата за расторжение договора об обязательном пенсионном страховании другому фонду, или дары в материальной форме, иные, чем выгоды, которые поступают от фонда в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании.
3. Фонд, агенты или работники фонда не вправе:
делать в устной и письменной форме заявления, распространяемые среди застрахованных лиц, о фонде или его управляющей компании, которые заведомо направлены на введение в заблуждение или содержат недостоверную информацию;
делать застрахованным лицам заявления или прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности фонда в форме, отличной от формы, установленной страховыми правилами фонда.
4. Организациями и лицами, к которым относятся ограничения, установленные настоящей статьей, являются фонд, любое аффилированное лицо по отношению к управляющей компании и специализированному депозитарию, любые агенты или работники фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и аффилированных лиц по отношению к управляющей компании и специализированному депозитарию...”.
( 3 комментария — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Page Summary

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner