(для лучшего понимания дальнейшего текста, рекомендую сначала прочитать эту статью)
Точку зрения о том, что настоящего инвестора должны интересовать лишь дивиденды, я встречал неоднократно, она довольно популярна. Читая Питера Бернстайна «Против богов. Укрощение риска» я наткнулся на отрывок, объясняющий причины столь большой популярности этого заблуждения. Оказывается, причина - в нелогичности, нерациональности человеческого мышления.
Там есть и еще одна интересная и не очевидная мысль: на самом деле выплата дивидендов НЕВЫГОДНА инвесторам (не эмитентам, а именно инвесторам!), гораздо больший доход они получили бы, если дивиденды НЕ выплачивались, а вся прибыль направлялась на развитие бизнеса.
(из главы 17, Питер Бернстайн «Против богов. Укрощение риска»)
Вопрос о том, почему корпорации платят дивиденды, ставил в тупик экономистов уже давно. Почему они передают активы акционерам, особенно когда им приходится одновременно занимать деньги? С 1959-го по 1994 год нефинансовые корпорации Соединенных Штатов заняли более 2 триллионов долларов, выплатив за это время дивидендов на сумму 1,8 триллиона долларов). Они могли бы избежать около 90% роста своей задолженности, если бы не платили дивидендов вообще.
С 1959-го по 1994 год акционеры всех корпораций, как финансовых, так и не финансовых, получили 2,2 триллиона долларов в качестве дивидендов и за каждый доллар из этой суммы заплатили подоходный налог. Если бы корпорации использовали эти деньги на скупку на рынке собственных акций, прибыль на акцию была бы больше, число размещенных на рынке акций — меньше, а цена акции — выше. Оставшиеся акционеры могли бы продать эти подорожавшие акции для финансирования своих текущих расходов и заплатили бы меньшую сумму налога, поскольку ставка налога на доход от роста курса в этот период была меньше, чем налог на доход от дивидендов. В целом акционеры при таком варианте заработали бы больше.
Объясняя эту загадку, Шифрин и Стетмен указывают на ментальный учет, самоконтроль, позднее раскаяние и неприятие потерь. В духе «беспристрастного наблюдателя», описанного Адамом Смитом, и «сверх-я» Зигмунда Фрейда инвесторы с помощью этих уловок уклоняются от рационального принятия решений, потому что они верят в то, что ограничение их трат на потребление суммой получаемых дивидендов — это правильно, а финансирование этих трат за счет продажи акций недопустимо.
Шифрин и Стетмен выдвинули гипотезу о двойственности человеческой психики. Одна часть нашей личности (планировщик) осуществляет долгосрочное планирование и принимает решения в пользу будущих интересов за счет немедленного удовлетворения. Другая часть нашей личности требует немедленного удовлетворения своих желаний. Эти две части нашей личности пребывают в постоянном противоборстве.
Планировщик, уповая на награду за самоограничение, порой выигрывает. А когда возникают потребности, у планировщика всегда под рукой дивиденды. Как слабоалкогольные напитки «скрывают» водку от алкоголика, дивиденды «отвлекают» от всего капитала, доступного для финансирования расходов. Но планировщик ограничивает потребление неустанным вдалбливанием урока: тратить дивиденды — допустимо, а проедать капитал — грех.
Однажды уяснив этот урок, инвесторы начинают требовать, чтобы дивиденды выплачивались регулярно и постоянно росли. Нет дивидендов — нет денег на расходы. Нет выбора. Продажа нескольких акций и получение дивидендов — это только в теории абсолютно взаимозаменяемые источники финансирования потребительских затрат, и продажа акций даже выгоднее, поскольку облагается меньшим налогом, — но с учетом уловок, используемых психикой для самоконтроля, это на практике далеко не одно и то же.
Шифрин и Стетмен предлагают читателю обсудить два случая. В первом вы берете 600 долларов из дивидендов и покупаете телевизор. Во втором вы продаете на 600 долларов акций и тоже покупаете телевизор. На следующей неделе компания становится кандидатом на поглощение, и ее акции взмывают вверх. В каком случае вы будете раскаиваться больше? Теоретически вам должно быть все равно. Вы могли использовать 600 долларов, полученных в форме дивидендов, чтобы купить больше акций вместо телевизора. Это то же самое, как если бы вы продали акции и купили телевизор. Так или иначе, вы исключили из процесса роста капитала акции стоимостью 600 долларов.
Но какой ужас, если дивиденды не выплатят! В 1974 году, когда вздорожание нефти в четыре раза вынудило Consolidated Edison прекратить выплату дивидендов после 89 лет безупречных выплат, на годовом собрании акционеров разразилась истерия. Президенту компании задавали один и тот же вопрос: «Что нам делать? Вы не знаете, когда будут выплачиваться дивиденды. Кто будет оплачивать дом? У меня был муж. Теперь ваша компания должна выполнять его обязанности». Акционеры даже не допускали мысли о том, что при наличии убытков выплата дивидендов может только ослабить компанию и привести ее в конце концов к банкротству. Что же это тогда будет за муж? Эта дама и помыслить не могла, что можно продать часть акций, чтобы заплатить за аренду дома; у нее доход от дивидендов и капитал были разложены по разным кошелькам, и брать на жизнь она имела право только из дивидендов.
Comments
акции = курица
дивиденды = яйца
Если мы продаём акции=зарезаем курицу, то мы лишаем себя будущих доходов (яиц).
А на самом деле ситуация обратная: мы "режем курицу", когда требуем от нее выплаты регулярной дивидендов.
У Питера Бернстайна в книжке есть и еще немало интересных примеров того, как "житейская", общепринятая логика подводит, подталкивая к неэффективным решениям.
Кстати, еще много примеров того, как "интуитивные соображения" искажают реальность при оценке выигрышей и рисков --- У Канемана и Тверски.
не хватает на телек? тогда продаем акции... нефиг держать все в одной корзине
кроме того ведь есть и недивидендные акции
ИМХО разница между инвестором и спекулянтом в источнике прибыли. Инвестор получает доход из прибыли бизнеса. Спекулянт - продавая дороже то, что купил дешевле. Нет никакой разницы между спекулянтами, владеющими акциями один день или 10 лет. На фондовый рынок деньги не приходят от бизнеса - они приносятся туда другими людьми. Поэтому фондовый рынок - это средство перераспределения денег от одних людей к другим. Поэтому я и считаю доход от роста стоимости акции сугубо спекулятивным. А тот, кто говорит, что он не спекулирует, а "инвестирует в акции роста", на самом деле либо - мягко говоря - врет, либо принимает желаемое за действительное.
Для миноритарного акционера (подчеркиваю - миноритарного) есть только один путь к получению прибыли от бизнеса - через дивиденды. Мажоритарный акционер может позволить себе больше через всевозможные выплаты за членство в совете директоров, компенсацию текущих расходов на счет компании и т.д.
Бизнес создается не ради бизнеса, а ради получения прибыли и выплата дивидендов - это нормальная практика. Очень редко когда выплачивается полностью вся прибыль - обычно распределяется только часть, а остальное оставляют на развитие компании. Нет четкой связи между ценой акции и размером прибыли/балансовой стоимостью предприятия. К тому же прибыль компании и цена акций не могут расти бесконечно - рано или поздно наступает потолок. Продав акцию - как ты советуешь - инвестор получит деньги, но навсегда потеряет источник прибыли. Это как раз и называется "зарезать курицу, несущую золотые яйца".
Лет 7-8 назад я участвовал в одном стартапе - поднимали компанию с нуля, первое время ничего не имея с этого. Работали безо всякой зарплаты. Потом бизнес понемногу наладился, компания вышла на прибыль. Сейчас я не занимаюсь той компанией, но дивиденды получаю.
Баффет очень редко продает акции (и дивидендов, кстати, не платит) - и поэтому и не обращает внимания на колебания курсов. Его интересуют финансовые потоки компании - но он может себе это позволить, потому что получает контроль над компанией.
Кийосаки в своей новой книге http://conspiracyoftherich.com/ пишет именно про денежный поток, создаваемый активом. Его не интересуют колебания стоимости домов, которыми он владеет - ему важно знать сколько в месяц дом приносит прибыли, то есть те же дивиденды. И в отличие от миллионов американцев, "инвестировавших" деньги в "акции роста", он практически ничего не потерял от падения рынков.
Миноритарный акционер ограничен в праве управлять бизнесом, но вот право собственника у него никто не отнимал. Он – ровно такой же собственник, как и мажоритарные акционеры, только приходящаяся на него доля меньше. И миноритарный акционер тоже заинтересован в повышении стоимости того бизнеса, который ему принадлежит.
Что происходит, когда прибыль получена, а дивиденды не выплачиваются? Сумма направляется на развитие бизнеса, на увеличение капитала предприятия. Только статья баланса называется не «уставный капитал», а «резервный» или «добавочный капитал». Увеличивается балансовая стоимость бизнеса, увеличивая стоимость собственности, которой владеют акционеры. Все, и миноритарные тоже. Увеличение балансовой стоимости бизнеса со временем приводит и к увеличению рыночной стоимости бизнеса. Конечно, не линейно, не сразу и т.п. Но с течение времени приведет обязательно, зависимость тут прямая. Новички и спекулянты могут не замечать ее за «шумом» рыночных котировок, но она, безусловно, есть.
Таким образом, та часть прибыли, которая направляется в капитал и увеличивает стоимость бизнеса, это точно такой же доход инвестора, как и та часть прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов. Это просто два разных кармана инвестора, между которыми инвесторы распределяют свою прибыль, полученную от работы принадлежащего им бизнеса. В правом кармане то, что хотим потратить сейчас (дивиденды), а в левом кармане то, что можем потратить потом, а пока пустим на развитие бизнеса, поскольку это выгоднее.
Миноритарные акционеры не всегда могу влиять на решение о том, как же разделить свои деньги между двумя карманами, то от этого эти деньги не перестают быть их деньгами.
Ссылки на Баффета и Кийосаки считаю неуместными. Они, на самом деле, о другом пишут, их просто надо внимательно читать и не додумывать за них то, чего он вовсе не имеют в виду. То, что им «больше нравится» и «больше интересует», вовсе не говорит о том, что другую часть дохода (доход от переоценки стоимости) они не рассматривают как доход инвестора вовсе.
Если же прибыль будет расти, то и размер дивидендов будет расти - они-то как раз и зависят ЛИНЕЙНО от величины прибыли. К тому же дивиденды нельзя "нарисовать" в отчете (как это делается с прибылью и балансовой стоимостью) - это вполне конкретные деньги, которые либо есть либо нет.
А о чем "на самом деле" пишут Баффет и Кийосаки?
А уже от эффективности бизнеса зависит, как получится дальше распорядиться этой прибылью, получится ли ее использовать на благо акционеров, или она будет проедена или потрачена в результате неэффективных решений. Но это уже другой вопрос. Акционер несет все риски бизнеса. Если бизнес неэффективен - нефига в него инвестировать. И акционерам ВТБ именно это и надо рассказать. Если ты, как инвестор, уверен в эффективности бизнеса - инвестируй, если не уверен - не инвестируй, если ошибся - сам виноват.
Дивиденды, кстати, от величины прибыли ЛИНЕЙНО не зависят. Решение о распределении прибыли между двумя карманами принимается общим собранием акционеров. Могут принять решение и нулевые дивиденды при имеющейся прибыли заплатить - имеют право (если только речь не идет о префах).
> А о чем "на самом деле" пишут Баффет и Кийосаки?
C.C.: Не понял вопроса. Они очень много о чем пишут. Предлагаешь мне пересказать тебе это все своими словами? :)
Не поленюсь и перепечатаю выдержку из Киойсаки:
Recently, I went to a conference on investing and listened to different speakers present on different investments. One speaker was a financial planner who was advising people to rebalance their stock and mutual fund portfolios, which to me is ridiculous. Rebalancing is another way of saying for capital gains. He then he said, "I know some of you have lost money in the market. But don't worry. The stock market will come back. Remember, on average, the stock market goes up approximately 8 percent per year, so I recommend you continue to invest for the long term." I had to leave when I saw people in the audience nodding their heads in agreement with him. I wondered how people could be duped so easily.
Conspiracy of the Rich
The 8 New Rules fo Money
Chapter 7 - What's the Name of Your Game?
Указанная глава посвящена как раз тому, чем отличается увеличение денежного потока (cash flow) от увеличения капитала (capital gains).
Более того, я даже скажу, что Кийосаки в определенной степени прав, когда это пишет. Но «прав» он лишь с одной очень важной оговоркой – его «правда» годится для очень узкого круга инвесторов. Для тех, кто является по классификации Грэхема «активным» или «предприимчивым» инвестором. Для тех, кто стремится «обыгрывать рынок» и готов тратить на это уйму своего времени. Для тех, кто готов делать инвестиции одним из основных занятий своей жизни.
И еще более того, многие из моих личных инвестиций именно такие – с контролем над ними и получением постоянного денежного потока.
Но проблема в том, что к такому образу жизни реально готово не более 5-10% из тех, кто интересуется идеями инвестиций. А большинство людей, 90-95%, к этому не готово и этого не хочет. И им этого и не надо. Им не нужно обыгрывать рынок. Им нужно получить среднерыночный доход, превышающий инфляцию. И чтобы сильно при этом не напрягаться.
А потому, отвечая на вопросы людей и консультируя их, я гораздо чаще пишу не для 5-10% «активных инвесторов», а для 90-95% «пассивных» или «обороняющихся» инвесторов по классификации Грэхема.
Кийосаки пишет умные вещи. К сожалению он, ради эпатажа, не совсем ясно дает понять ДЛЯ КОГО он пишет (он пишет об этом, но вскользь), а те, кто его читает, забывают обращать внимание на то, ДЛЯ КОГО это написано.
Я уже писал об этом здесь: http://fintraining.livejournal.com/59501.html - «Про Кийосаки и финансовый IQ».
Поэтому правы и те, и другие. И Кийосаки, и те, кто проповедует портфельные инвестиции (asset allocation). Для тех, кто готов посвящать инвестициям большую часть своей жизни, обыгрывая рынок, подойдет подход Кийосаки, Баффета или даже спекулянтов. Для тех, кто не готов заниматься инвестициями профессионально, оптимальным будет тот подход, который Кийосаки так яростно критикует.
Если дом потерял два раза в цене от кредита, выданного под него..
Другое дело , что класссическая ипотека это когда если что не так. то отдаёшь недвижимость, и свободен от обязательств.
Так что в терминологии я соглашусь с Дмитрием. Другой вопрос что
первичное размещение акций, из которых потом складывается капитал АО,
можно прировнять к инвестициям ... и только.
Баффет владеет 8-процентным пакетом акций КОКА-КОЛЫ,
и я думаю дивиденты только от этой компании уже его
финансы хорошо пополняют =)
C.C.:
Ну и объясните мне, почему первичное размещение акций, из которых складывается уставный капитал, можно приравнять к инвестициям, а перечисление части прибыли на развитие бизнеса, в добавочный капитал, приравнять к инвестициям по-вашему нельзя?
Чем одни деньги хуже других?
...компании должны в том случае выплачивать дивиденты, когда они не могут прибыль направить на развитие, которое бы оправдывало эти расходы. А акционерам имеет смысл получать дивиденды с точки зрения инвестиций, только в том случае если они сами могут вложить эти деньги с большой прибылью. Одно из собраний акционеров компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет открыл словами, что компания еще не разу за свою историю не выплачивала дивиденды, что свидетельствует, о том, что компании есть куда рости, есть направления в которые имеет смысл инвестировать и получать прибыль.
... Полностью согласен с этой позицией.
Это как "средняя температура по больнице - 36,6 включая реанимацию и морг". Может статься, что деньги занимали одни компании, а дивиденды выплачивали совсем другие.