?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

В комментариях к статье «Оцененность акций США vs. Еврозона» зашел спор о том, должен ли пассивный инвестор вообще учитывать оценки рынков?

Этот вопрос сводится к тому, насколько ортодоксально вы понимаете термин «пассивный инвестор».

Если для вас «пассивный инвестор» - это тот, кто готов входить «на всю котлету» в рынок США в 1929 году или в рынок Японии в 1990, а затем ждать лет 20-25, пока индексы отрастут обратно – тогда, конечно, можно и не учитывать. :)

Но для более разумных пассивных инвесторов существуют методы оценки рынков и построения портфелей с учетом этих оценок. Этим вопросам я на вебинаре про "Портфель" посвящаю отдельное занятие - как, оставаясь в рамках пассивных (!) стратегий (т.е. не опускаясь на уровень выбора отдельных ценных бумаг!), избегать периодически надувающихся на отдельных рынках пузырей.

Ведь если считать, что пассивный инвестор не должен учитывать оцененность рынка вовсе, тогда ребром встает вопрос о том, как же выбирать доли тех или иных стран в вашем портфеле?

Один из самых популярных ответов на этот вопрос следующий: предлагается выбирать долю страны в портфеле в зависимости от доли ее эмитентов в глобальном мировом фондовом рынке. Подобный подход используют т.н. «мировые» или «глобальные» индексы. В том числе, к примеру, MSCI All-World Country Index или MSCI World Index (последний охватывает только развитые рынки).

К чему это может привести, показывает картинка из свежей статьи в британском Economist, которую пересказывает «Вести. Экономика». Согласно этому графику, в конце 1980-х годов доля Японии в мировом индексе доходила до 44% (и, кстати, была намного выше доли США в этом индексе).



Что было потом – надеюсь, известно грамотным инвесторам.


Японский фондовый рынок, вошедший к концу 1980-х в состояние гигантского пузыря (его оценки Shiller P/E доходили до 50 - 70), рухнул в 1990-е, и не вышел на уровни своих максимумов до сих пор.

Зачем нам знать об этой истории? Дело в том, что довольно похожую картину мы сейчас наблюдаем в отношении рынка США.

Вес американского рынка в индексе MSCI All-World Country Index к настоящему моменту достиг 54%, это самый высокий показатель за всю его историю (того же уровня индекс достигал в 2002 г.). Еще выше доля США в индексе MSCI World Index (только развитые рынки) – там вес Америки достигает 60,5%.

Сегодня вес американского фондового рынка в индексе также более чем в два раза превышает долю страны в глобальном ВВП.

Ничем не напоминает Японию 1990-х?

Почитайте свежую статью Чем опасен большой вес Америки в MSCI World Index?







Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:


24 - 28 апреля (пн - пт)Сергей Спирин, "Инвестиционный портфель — Часть 2. Наполнение портфеля или Тактика"
16 - 18 мая (вт - чт)Сергей Наумов, "Инвестирование через зарубежного брокера"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 41 комментарий — комментировать )
(Анонимно)
13 апр, 2017 10:42 (UTC)
Доля Америки
Причем, если посмотреть долю США в мировом ВВП по ППС, то там вообще около 16% только будет.
myronsjet
13 апр, 2017 12:23 (UTC)
Этот вопрос сводится к тому, насколько ортодоксально вы понимаете термин «пассивный инвестор».

...ортодоксально...

Оговорочка по Фрейду.
fintraining
13 апр, 2017 15:00 (UTC)
Осталось начать спорить о том, как правильно понимать термин "ортодоксально". :)

Но, в общем, в пассивных инвестициях есть "совсем классика", когда на оценки рынков не смотрят вообще, и есть "расширения подхода", в которых на оценки рынков и подсекций рынков (например, по размерам и стилям) обращают некоторое внимание, но делают это редко (не чаще ежегодных ребалансировок) и только на уровне рынков в целом.

Я, в общем, сказал ровно то, что хотел сказать. Уж не знаю, насколько удачно.

myronsjet
13 апр, 2017 16:18 (UTC)
Осталось начать спорить о том, как правильно понимать термин «ортодоксально».

У термина существует вполне определённый религиозный коннотат.

Но, в общем, в пассивных инвестициях есть «совсем классика», когда на оценки рынков не смотрят вообще, и есть «расширения подхода», в которых на оценки рынков и подсекций рынков (например, по размерам и стилям) обращают некоторое внимание, но делают это редко (не чаще ежегодных ребалансировок) и только на уровне рынков в целом.

Ну да, не все достаточно фанатичны (что не удивительно — деньги многих людей заставляют отступиться от принципов), для того чтобы отрицать эффективность отдельных методов «активного» управления, хотя бы только на практике,— продолжая отрицать на словах.
fintraining
13 апр, 2017 18:09 (UTC)
"Деньги многих людей заставляют отступиться от принципов" - это такая очень лукавая фраза, с которой я могу соглашаться или не соглашаться в зависимости от того, что Вы имеете в виду.

Если Вы про инвестиции, то инвестиции - они вообще совершаются ради денег. Поэтому если какие-то странные "принципы" уменьшают доходность инвестиций - то ну их нафиг, эти принципы! :)

Если же Вы пытаетесь намекнуть мне на какие-то неэтичные методы ведения бизнеса (а может, мне почудилось), то, ей-богу, для меня куда важнее то, что написано выше - доходность инвестиций моих и моих клиентов и читателей. Так что не стоит выдумывать сложные объяснения там, где есть простые и понятные.
(без темы) - myronsjet - 13 апр, 2017 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 13 апр, 2017 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 13 апр, 2017 19:58 (UTC) - Развернуть
at6
13 апр, 2017 13:38 (UTC)
«А вот Баба Яга – против…» (с) :-)

Здесь на сайте MSCI(https://www.msci.com/end-of-day-data-search) есть замечательный индекс, называется KOKUSAI, это индекс MSCI World(WORLD ex JP) только без Японии.
Я тут сделал простенькую табличку, в которой оценивается среднегодовая доходность этих индексов(в долларах, с учетом дивидендов Gross) начиная с указанного момента(Дата начала) и по настоящее время:
https://gyazo.com/0ad37212c6baa9e5776585eecc456ae7
Берем для примера первую строчку: с 31 декабря 1969, по 31 марта 2017 индексы KOKUSAI(WORLD ex JP) показал доходность 9.9% годовых, WORLD - 9,5% годовых, EUROPE(для сравнения) – 9.9% годовых, т.е. почти за 48 лет доходности очень близки.

Идем ниже, находим злополучный для рынка Японии 1988 год, с 31 декабря 1988 по 31 марта 2017 доходность KOKUSAI(WORLD ex JP) = 9.4% годовых, WORLD - 7,2% годовых. Разность доходностей KOKUSAI и WORLD(см. столбец KOKUSAI-WORLD) составила 2.2% годовых, это максимальная разница в доходностях. Это на самом пике пузыря, при CAPE под сотню. Если отступить на 3 года до пика, то разность доходностей падает уже до 1%, а дальше еще меньше. Если человек инвестировал свои средства не в один только 1988 год и/или не только в мировые акции, а держал мало-мальски диверсифицированный по другим активам портфель, то разница будет практически не видна. Я бы даже сказал, что вопросы реализации инвестиций(налоги, комиссии(привет ПИФам:-)), транзакционные издержки) оказывают куда большее влияние, чем попытка избежать пузыря.

С другой стороны, возьмем индекс EUROPE, где никаких пузырей вроде никогда не было. Разность доходностей(в плюс) EUROPE и WORLD(см. столбец EUROPE-WORLD) никогда не превышала 1% годовых, а примерно с 1996! года доходность индекс индекса стабильно отстает от WORLD. Т.е. видим, с одной стороны там пузырей не было, с другой стороны, доходность EUROPE никогда не была выше 1% годовых, чем доходность WORLD, в котором «сидит» аж 2 крупных пузыря(Японский, Дот.Ком). Т.е. пузыри в общем, и CAPE в частности, хоть и влияют на доходность целиком, но это всего лишь один из факторов этого влияния. CAPE, к слову сказать, ничего «не знает» о темпах роста прибылей, какая часть из этих прибылей выплачивается в виде дивидендов, а это также важно.

Так что, я не соглашусь с тем, что «игра на индексах» в попытке избежать пузыря может привести каким-то существенным результатам. В лучшем случае, долгосрочно, всё будет примерно так же, как и с «широкими» глобальными индексами. Говоря про текущий рынок, до Японского рекордного CAPE под сотку, рынку США надо вырасти еще раза в 3, (при том, что прибыли компаний расти не будут)! Даже если это и произойдет, то уж не так быстро... ;-)


Про долю ВВП и долю по капитализации: инвестора это вообще не должно волновать, пока жива мировая торговля. Если компании США получают около 50% прибылей из-за границы, то какая разница, какая их доля в ВВП страны?
nefedor
13 апр, 2017 14:00 (UTC)

Мне кажется, вывод об отсутствии результатов от игры на индексах слишком мало обоснован. Если результатов нет по этому конкретному методу, это не значит, что их не будет по любому другому, скажем, по волатильности.

at6
13 апр, 2017 14:08 (UTC)
Здесь все выводы «на счет игры» сделаны исключительно на основе простого CAPE и для простого Asset Allocatorа. Безусловно, если попытаться навернуть систему, учитывать волатильность, какие-то прочие параметры и факторы, то можно, наверное, и «сыграть»...
:-)
(без темы) - nefedor - 13 апр, 2017 14:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 13 апр, 2017 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nefedor - 13 апр, 2017 23:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 14 апр, 2017 08:01 (UTC) - Развернуть
fintraining
13 апр, 2017 15:14 (UTC)
А отдельно Японию в таком виде увидеть как-то можно?
at6
13 апр, 2017 15:41 (UTC)
Да, можно добавить и Японию(тоже в долларах, с дивидендами):
https://gyazo.com/195dbc4302c5d7fc9c0c8cc133c5c106
(без темы) - fintraining - 13 апр, 2017 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 13 апр, 2017 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 13 апр, 2017 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 13 апр, 2017 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 14 апр, 2017 05:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 14 апр, 2017 08:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - at6 - 13 апр, 2017 17:29 (UTC) - Развернуть
nefedor
13 апр, 2017 13:57 (UTC)

Мне кажется, или Вы изменили прежнее определение пассивного инвестирования? Теперь, скажем, тайминг индексных продуктов подходит под пассивные инвестиции, потому что это не уровень отдельных ценных бумаг? Раньше, кажется, не подходил.

fintraining
13 апр, 2017 15:10 (UTC)
Я использую те подходы к определению пассивного инвестора, которое дал Бенджамин Грэм в 1949 году:

* * *

"Основные положения портфельной политики пассивного инвестора в краткой форме уже были определены нами раньше: он должен распределять свои средства между высококачественными облигациями и обыкновенными акциями того же уровня.

Предложенное нами основополагающее правило гласило, что инвестор ни при каких обстоятельствах не должен вкладывать меньше 25 и больше 75% своих средств в обыкновенные акции и при формировании своего портфеля не может приобрести соответственно больше 75 или меньше 25% облигаций. Такие пропорции исходят из того, что стандартное соотношение между этими двумя основными направлениями инвестирования составляет 50:50. Традиционно основной причиной увеличения доли обыкновенных акций в портфеле служат «выгодные цены» акций, сформировавшиеся на затянувшемся «бычьем рынке». Таким образом, разумной процедурой будет снижение части обыкновенных акций до отметки ниже 50%, если инвестор приходит к выводу, что уровень цен на фондовом рынке становится слишком высоким."

* * *

В понимании Грэма - это именно "пассивный" инвестор, несмотря на то, что он обращает внимание на "уровень цен на рынке" и корректирует доли портфеля в зависимости от него.

Я никак не могу согласиться с определением этого подхода как "тайминг". В моем понимании "тайминг" - это сильно другое.

В программу вебинара "Формирование инвестиционного портфеля" отдельное (4-е) занятие по этой теме было введено мною еще в 2012 году, и с тех пор оно всегда в программах вебинара присутствовало.



Edited at 2017-04-13 15:40 (UTC)
nefedor
13 апр, 2017 23:48 (UTC)

Вообще-то это как раз чистый маркет тайминг и есть, строго по определению:

Market timing is the strategy of making buy or sell decisions of financial assets (often stocks) by attempting to predict future market price movements. The prediction may be based on an outlook of market or economic conditions resulting from technical or fundamental analysis.

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Market_timing

Но на самом деле это просто совмещение пассивного buy&hold с некоторой степенью тайминговой активности.

Так что да, речь об оттенках серого.

Просто мне казалось, Вы более ортодоксальны в определениях пассивности.

myronsjet
13 апр, 2017 20:07 (UTC)
Определение каких-то методов управление как «пассивных» и «активных», равно как разделение «технического» и «фундаментального» анализа и проч.,— идиотское, впрочем как и все маркетинговые ярлычки (а «пассивное инвестирование» — это именно что маркетинговый ярлык).
nefedor
13 апр, 2017 23:40 (UTC)

Категорически несогласен.

(без темы) - myronsjet - 14 апр, 2017 01:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nakhusha - 14 апр, 2017 07:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 15 апр, 2017 13:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nakhusha - 15 апр, 2017 15:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nakhusha - 15 апр, 2017 15:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 15 апр, 2017 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 15 апр, 2017 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nakhusha - 15 апр, 2017 21:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 16 апр, 2017 01:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nefedor - 19 апр, 2017 17:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - myronsjet - 19 апр, 2017 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nefedor - 21 апр, 2017 00:10 (UTC) - Развернуть
( 41 комментарий — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner