Комментарии к главе 1 книги Бенджамина Грэхема «Разумный инвестор»
Но торговля акциями в тот момент, когда на вас дымятся штаны – не единственная форма спекуляции. На протяжении последнего десятилетия мы имели возможность наблюдать возникновение, распространение и исчезновение различных формул спекулятивной деятельности. Все они имели общую особенность: “Это быстро! Это просто! Это безопасно!” — и все они нарушали хотя бы одно из правил Грэхема по определению различий между инвестиционной деятельностью и спекуляцией. Далее приведены некоторые из самых модных формул, которые уже, впрочем, сошли на нет.
Зарабатываем с помощью календаря
“Эффект января” — закономерность, связанная с тем, что доходность инвестиций в акции небольших компаний превышает доходность вложений в акции крупных компаний в период конца одного года и начала следующего года. Эта тенденция широко обсуждалась в научных статьях и книгах в 1980-х годах. Исследования показали, что если вы приобрели акции небольших компаний во второй половине декабря, то в январе рост их курса превысит рост рынка на 5–10%. Этот факт поразил многих экспертов. Поскольку это было так легко, практически каждый мог узнать об этом, и многие стали применять этот способ, такая возможность вскоре улетучилась.
Что привело к возникновению “эффекта января”? Прежде всего, многие инвесторы продавали в конце года свои наиболее убыточные акции, чтобы получить скидку при уплате налогов. Во-вторых, профессиональные управляющие инвестиционных фондов становятся более осторожными в конце года, изыскивая возможность сохранить достигнутый уровень доходности. Поэтому они не стремятся приобретать (или даже искать) акции, курс которых падает. И если к тому же это акции небольших компаний, то управляющий фондом изъявит еще меньше желания увидеть их в своем портфеле. Все эти факторы превращают акции небольших компаний в источник дополнительного дохода. Когда в январе исчезает необходимость в продажах этих акций (в связи с прекращением действия налоговых факторов) они, как правило, вырастают в цене, принося обильную и быструю прибыль.
Эффект января не исчез совсем, просто его действие немного ослабло. По словам профессора по финансам Вильяма Шверта (William Schwert) из Рочестерского университета (University of Rochester), если вы покупали акции небольших компаний в конце декабря и продавали их в начале января, вы в результате могли превзойти среднерыночную доходность на 8,5 процентных пунктов с 1962 года по 1979 год, 4,4 с 1980 по 1989 годы и 5,8 с 1990 по 2001 годы”.
Чем больше людей узнавали об эффекте января, тем больше торговцев стали скупать “мелкие” акции в декабре, что стало снижать доходность операций с ними. И хотя эффект января с наибольшей силой проявляется для акций небольших компаний, но учитывая данные компании Plexus Group, специализирующейся на изучении брокерских издержек, общие затраты на куплю-продажу “мелких” акций могут составить до 8% от величины инвестиций. Может случиться так, что оплатив услуги биржевого брокера, вы обнаружите, что на это ушли все январские доходы.
Просто используйте "лучшие методы" работы на Уолл-Стрит
В 1996 году неизвестный управляющий денежными фондами Джеймс О’Шоннеси (James O’Shaughnessy) опубликовал книгу под названием What Works on Wall Street. В ней он утверждал, что “инвесторы могут добиться намного более лучших результатов, чем рынок”. О’Шоннеси сделал следующее заявление: с 1954 по 1994 годы вы могли превратить 10 000 долларов в 8 074 504 долларов, "сработав" в 10 раз лучше, чем рынок акций в целом, и добившись годового показателя доходности в 18,2%.
Каким же образом должен действовать инвестор, пожелавший воспользоваться этим методом работы на фондовом рынке? Для этого ему следует сформировать портфель из 50 акций, имеющих следующие характеристики:
• наиболее высокие показатели годовой доходности;
• стабильный рост прибыли компании на протяжении пяти лет;
• коэффициент "цена акции/доход компании в расчете на 1 акцию" должен быть меньше 1,5.
Словно Эдисон на Wall Street, О’Шоннесси (O’Shaghnessy) получил патент США номер 5978778 на эту “автоматизированную стратегию”, и создал группу из четырех взаимных инвестиционных фондов, использующих открытые им методы работы на рынке. На конец 1999 года инвестиционные фонды привлекли больше 175 миллионов долларов, и в своем ежегодном письме к акционерам О’Шоннесси величественно отметил: “Как всегда, я надеюсь, что совместными усилиями нам удастся достичь долгосрочных целей, придерживаясь нашего курса и проверенных временем инвестиционных стратегий”.
Но “лучшие методы работы на Уолл-Стрит” перестали быть таковыми после того, как О’Шоннесси опубликовал это письмо. У двух из его фондов дела шли настолько плохо, что они закрылись в начале 2000 года, и весь фондовый рынок (как показывает индекс Standard & Poor’s 500 stock) безустанно наносил поражения каждому из фондов О’Шоннесси на протяжении следующих четырех лет.
В июне 2000 года О’Шоннесси приблизился к своим “долгосрочным целям”, перестал управлять своими фондами, оставив своих клиентов один на один со своими “испытанными временем инвестиционными стратегиями”.
Акционеры О’Шоннесси, возможно, были бы меньше расстроены, если бы он дал своей книге более точное название – например, “Лучшие методы работы на Уолл-Стрит ...до того, как я написал эту книгу”.
Метод Motley Fool: "дурацкая четверка"
В середине 1990-х годов веб-сайт Motley Fool, а также несколько книг, расхвалили и разъяснили технику под названием “дурацкая четверка” (“The Foolish Four”). В соответствии с рекомендациями Motley Fool, вы можете “превзойти уровень средней доходности фондового рынка за 25 лет” и “обойти взаимные инвестиционные фонды”, уделяя лишь 15 минут в год “планированию своих инвестиций”. И что важнее всего, эта техника обеспечивала “минимальный риск”. Вы должны сделать лишь следующее.
1. Выбрать пять акций из состава биржевого индекса Dow Jones Industrial Average с наиболее низкой ценой акций и наибольшими значениями дивидендной доходности.
2. Исключить из них наиболее дешевую.
3. Вложить 40% своих средств в акции, которые занимают вторую позиции по критерию наиболее низкой цены.
4. Вложить 20% денег в каждую из трех оставшихся акций.
5. Через год провести повторную выборку акций из состава Dow Jones Industrial Average аналогичным образом и пересмотреть состав портфеля в соответствии с пп. 1–4.
6. Повторять до тех пор, пока не разбогатеете.
На протяжении 25 лет, по заявлению Motley Fool, этот метод принесет инвестору 10,1 процентных пунктов сверх среднегодовой доходности. На протяжении следующих 20 лет, по мнению специалистов из Motley Fool, 20 000 долларов, вложенные согласно метода “дурацкой четверки”, должны превратится в 1 791 000 долларов. (И, по их мнению, можно получить даже более высокую доходность, если выбрать из акций, входящих в расчет индекса Dow, пять акций с наиболее высокими значениями коэффициента "дивидендная доходность/квадратный корень из цены акции", исключая акции с наиболее высоким коэффициентом, и покупая оставшиеся четыре).
Давайте рассмотрим, соответствует ли эта “стратегия” определению понятия "инвестиции" в соответствии с представлениями Грэхема.
• Что это за “серьезный анализ”, в соответствии с которым из списка акций-претендентов исключаются одни из них на основании всего лишь того, что их цена наименьшая, и остаются остальные акции с худшими значениями цены?
• Каким образом вложение 40% ваших средств в акции только одной компании может считаться “минимизацией риска”?
• И как портфель, состоящий всего лишь из четырех акций, может быть достаточным образом диверсифицированным для обеспечения “сохранности инвестированного капитала”?
В общем, метод “дурацкой четверки” был наиболее необъяснимой формулой для достижения успеха на Уолл-стрит из всех, когда-либо изобретенных. Специалисты Motley Fool допустил ту же ошибку, что и О’Шоннесси. Дело в том, что если вы проанализируете большое количество данных, собранных на протяжении достаточно продолжительного периода, то вполне можете подобрать себе такие факты, которые, хотя и собраны вместе совершенно случайно, но при этом очень удобно "ложатся" в ту или иную модель работы на фондовом рынке. Только благодаря воле случая у компаний, которые имеют доходность по акциям выше средней, некоторые характеристики будут общими. Но так как не они служат факторами получения избыточной доходности, то их нельзя использовать для целей прогнозирования и отбора акций.
Ни один из факторов, которые под фанфары "открыли" специалисты Motley Fool — отбрасывание акций с наилучшими показателями; приобретение вдвое большего количества акций со вторым по критерию наиболее низкой цены значением; деление дивидендной доходности на квадратный корень цены акции — не мог каким-то образом повлиять на будущие позиции акции или хотя бы объяснить их. В журнале Money отмечалось, что портфель из акций, в названии которых нет повторяющихся букв, будет иметь примерно такой же успех, как и “дурацкая четверка” — по той же простой причине: всего лишь по воле случая.
Как постоянно напоминал Грэхем, доходы, которые способны принести акции, напрямую зависят от того, как идут дела у компании, их выпустившей — ни больше, ни меньше. В нашей истории все кончилось так, как и можно было ожидать. Дурацкие советы привели к околпачиванию тысяч людей, которые понесли убытки, поверив в силу очередной "магической формулы" успеха на фондовом рынке. В 2000 году четыре “дурацких акции” — Caterpillar, Eastman Kodak, SBC и General Motors — упали на 14%, в то время как индекс Dow снизился всего лишь на 4,7%.
Как показывают эти примеры, единственная вещь, которой всегда удается раскачать фондовый рынок и создать на нем "медвежье" настроение — это глупые идеи. Каждый из рассмотренных нами т.н. "подходов" к проведению инвестиционной деятельности не соответствует Закону Грэхема. Все т.н. формулы для достижения успеха на фондовом рынке являются “разновидностью саморазрушительного процесса — сродни закону снижающейся доходности”. Есть две причины уменьшения доходности. Если формула основывалась случайных связях между данными (как “дурацкая четверка”), то дальнейший ход времени покажет, что первоначальные предположения не имели смысла. С другой стороны, если формула фактически срабатывала в прошлом (как эффект января), то ее обнародование всегда ведет к ослаблению — и обычно к исчезновению — возможности для получения избыточной доходности в будущем.
Все это напоминает о предупреждении Грэхема о том, что вы должны относиться к спекуляции так, как игроки-ветераны относятся к своим походам в казино:
• Вы никогда не должны обманывать себя относительно того, чем вы на самом деле занимаетесь на фондовом рынке – инвестициями или спекуляцией.
• Спекуляция становится смертельно опасной в тот момент, когда вы начинаете заниматься ею серьезно.
• Вы должны установить четкие ограничения на объем денежных средств, которыми вы можете позволить себе рисковать.
Так же как и здравомыслящие игроки, которые берут с собой в казино лишь 100 долларов, а все остальное закрывают в сейфе в номере гостиницы, разумный инвестор определяет крошечную часть своего портфеля в качестве счета для “сумасшедших денег”. Для большинства из нас 10% всех денег — максимально допустимый объем, который может быть подвержен спекулятивному риску. Никогда не объединяйте деньги на своем спекулятивном счету с деньгами на своих инвестиционных счетах; никогда не позволяйте своему спекулятивному мышлению распространится на всю вашу инвестиционную деятельность; никогда не используйте более 10% ваших активов для спекуляции ценными бумагами, независимо от того, что происходит.
Хорошо это или плохо, но инстинкт игрока — это составляющая человеческой природы — поэтому многим людям бесполезно даже пытаться подавить его. Но вы должны ограничивать и сдерживать его. Это единственный наилучший способ быть уверенным в том, что вы никогда не введете себя в заблуждение, спутав спекуляцию с инвестиционной деятельностью.
Источник: «Разумный инвестор», издательство «Вильямс»