Комментарии к предисловии книги Бенждамина Грэхема "Разумный инвестор"
Являетесь ли вы разумным инвестором?
А теперь давайте ответим на жизненно важный вопрос. Что в действительности подразумевает Грэхем под “разумным” инвестором? Давая определение этому термину в первом издании своей книги, он четко разъясняет, что в его понимании разумное поведение не имеет ничего общего с высоким коэффициентом умственного развития. Разумный инвестор – это терпеливый, дисциплинированный и ненасытный к знаниям инвестор.
Одновременно, вы, как разумный инвестор, должны быть готовы контролировать свои эмоции и думать о своем будущем. Этот вид разума, считает Грэхем, “имеет больше отношения к характеру, чем к мозгу”. Факты свидетельствуют, что высокого коэффициента умственного развития и диплома о высшем образовании еще не достаточно для того, чтобы сделать инвестора разумным. В 1998 году хеджинговый фонд Long-Term Capital Management L.P., которым управлял “батальон” математиков, компьютерщиков и два Нобелевских лауреата в области экономики, буквально в течение несколько недель потерял более 2 миллиардов, поставив на то, что рынок облигаций вернется к “нормальному” состоянию. Но рынок вместо этого продолжал становиться все более и более ненормальным. В итоге LTCM занял столько денег, что его коллапс чуть не разрушил глобальную финансовую систему.
А теперь немного исторических фактов. Весной 1720 года сэр Исаак Ньютон был одним из акционеров компании South Sea. Акции этой компании расходились в то время как “горячие пирожки”. Чувствуя, что ситуация на фондовом рынке выходит из-под контроля, великий физик произнес, что он “может рассчитать движения небесных тел, но не безумие людей”. Ньютон избавился от своих акций, получив 100%-ную прибыль, которая составила 7000 фунтов. Но лишь через месяц, вдохновленный диким энтузиазмом фондового рынка, Ньютон приобрел эти акции по более высокой цене — и потерял 20000 фунтов (более 3 миллионов долларов на сегодня). До конца своей жизни он запретил произносить South Sea в своем присутствии.
Сэр Исаак Ньютон был одним из наиболее умных людей, которые когда-либо жили, и которых большинство из нас признает разумными. Но, с точки зрения Грэхема, Ньютону было очень далеко до разумного инвестора. Позволив толпе изменить свое мнение, величайший ученый поступил как дурак.
В двух словах, — если вы потерпели неудачу, занимаясь инвестициями на фондовом рынке, то это произошло не потому, что вы глупы. А потому, что подобно сэру Исааку Ньютону, вы не смогли усмирить свои эмоции, без чего не может быть успешного инвестирования. В главе 8 Грэхем описывает, как развить ваш разум, обуздать ваши эмоции, и не позволить увлечь себя нерациональным поведением фондового рынка. Прочитав ее, вы можете усвоить его урок о том, что определение “разумный инвестор” больше зависит от “характера”, чем от “мозга”.
Летопись бедствий
А теперь давайте рассмотрим наиболее важные финансовые события нескольких последних лет.
1. Самый большой крах фондового рынка со времен Великой депрессии, акции компаний США потеряли 50,2% своей стоимости — или 7,4 триллиона долларов — с марта 2000 года по октябрь 2002 года.
2. Наиболее глубокое падение цен на акции наиболее “горячих” компаний 1990-х, включая AOL, Cisco, JDS Uniphase, Lucent и Qualcomm — плюс полный крах сотен Интернет-компаний.
3. Обвинения в массовых финансовых мошенничествах руководства ряда наиболее крупных и уважаемых корпораций США, включая Enron, Tyco и Xerox.
4. Банкротства таких некогда блестящих компаний, как Conseco, Global Crossing и WorldCom.
5. Утверждения о том, что аудиторские фирмы фальсифицируют бухгалтерскую отчетность и даже уничтожают записи с целью помочь своим клиентам ввести в заблуждение инвесторов.
6. Обвинения в адрес высшего руководства ведущих компаний в том, что они перекачали сотни миллионов долларов на свои личные счета.
7. Доказательство того, что финансовые аналитики с Уолл-стрит высоко оценивают акции тех или иных компаний в своих публичных заявлениях, но в частных беседах признают их “мусором”.
8. Фондовый рынок, который даже после чудовищного спада все еще кажется переоцененным, по мнению многих экспертов, будет падать и дальше.
9. Непрекращающееся падение процентных ставок, которое оставило инвесторов без привлекательных твердопроцентных финансовых инструментов.
10. Инвестиционное сообщество “ощетинилось” из-за непрогнозируемых последствий глобального терроризма и войны на Ближнем Востоке.
Многих из этих опасностей могли избежать (и избежали) инвесторы, которые следовали принципам Грэхема. Как говорил Грэхем: “Энтузиазм может быть необходим для великих свершений где-либо, но на Уолл-Стрит он почти неизбежно приводит к катастрофам”. Увлекаясь акциями Интернет-компаний или акциями “роста”, или же акциями в целом, многие люди совершают такие же глупые ошибки, как и сэр Исаак Ньютон. Они позволяют мнению других инвесторов определять их собственное. Они игнорируют предупреждение Грэхема, что “действительно чудовищные убытки” всегда происходят после того, как “покупатель забывает спросить: “Сколько?” И больнее всего то, что, теряя самообладание как раз в тот момент, когда оно больше всего необходимо, эти люди подтверждают правоту утверждения Грэхема, что “главной проблемой инвестора — и даже его главным врагом — является он сам”.
“Стопроцентное” верное дело ... так ли это?
Многие из тех, кто позволил увлечь себя акциями технологических или Интернет-компаний, верили активной рекламе, что эта сфера будет продолжать свой рост из года в год, если не всегда. Приведем лишь некоторые факты, красноречиво говорящие о царившей тогда атмосфере.
• В средине 1999 года, обеспечив 117,3% доходности всего лишь за первые пять месяцев года, Александр Чеунг, управляющий портфелем инвестиционного фонда Monument Internet, спрогнозировал, что его фонд принесет 50% в год на протяжении следующих трех или пяти лет, а средняя доходностью будет составлять 35% “на протяжении следующих 20 лет”.
Constance Loizos, “O&A: Alex Cheug,” InvestmentNews, May 17, 1999, p. 38. Наиболее высокий уровень 20-летней доходности за всю историю взаимных инвестиционных фондов составлял 25,8% в год. Он был достигнут легендарным Петером Линчем из Fidelity Magellan на протяжении более чем двух десятилетий, которые закончились 31 декабря 1994 года. Благодаря такой доходности Линчу удалось превратить 10000 долларов за 20 лет в 982000 долларов. Чеунг прогнозировал, что его инвестиционный фонд превратит 10000 долларов в больше чем 4 миллиона долларов за такой же период времени. Вместо того, чтобы посмеяться над супероптимистичными прогнозами Чеунга инвесторы наперегонки побежали к нему с деньгами, вложив в его инвестиционный фонд за один год более 100 миллионов долларов. 10000 долларов, инвестированных в мае 1999 года в Monument Internet Fund, сократились до конца 2002 года до примерно 2000 долларов. (Monument больше не существует в своей изначальной форме, сейчас он известен под названием Orbitex Emerging Technology Fund).
• После роста активов Amerindo Technology Fund на невероятные 248,9% в 1999 году, его управляющий портфелем Альберто Вилар смеялся над всеми, кто подвергал сомнению тот факт, что Интернет является вечной машиной для зарабатывания денег: “Если вы выйдете из этого сектора, вы будете получать меньше прибыли. Вы на коне, а у меня спортивный автомобиль. Вам не нравятся возможности десятикратного роста? Тогда работайте с кем-то другим”.
Lisa Reilly Cullen, “The Triple Digit Club,” Money, December, 1999, p. 170. Если бы вы инвестировали 10000 долларов в инвестиционный фонд Вилара в конце 1999 года, то в конце 2002 года у вас бы осталось 1195 долларов — один из наиболее разрушительных примеров потери богатства за всю историю существования взаимных инвестиционных фондов.
• В феврале 2000 года управляющий хеджинговым фондом Джеймс Д. Крамер заявил, что акции компаний, бизнес которых связан с Интернетом, “являются единственными, которыми стоит владеть на текущий момент”. Эти “победители нового мира”, как он их назвал, “являются единственными, которые постоянно поднимаются вверх в хорошие и плохие дни”. Крамер даже критиковал Грэхема: “Вы должны выбросить все свои формулы и учебники, которыми пользовались до наступления эпохи Интернета… Если бы мы использовали что-то из того, чему нас учат Грэхем и Додд, у нас в управлении никогда не было бы и ломаного гроша”.
См. www.thestreet.com/funds/smarter/891820.h
Все эти так называемые эксперты игнорировали здравомыслящие предупреждения Грэхема: “Явные перспективы роста бизнеса сами по себе не превращаются в явную прибыль для инвесторов”. Предвидение, какая отрасль будет расти быстрее всего, не имеет реальной ценности, если большинство других инвесторов уже ожидают того же. К тому времени, когда уже почти каждый инвестор решит, что та или иная отрасль является “явно” лучшей, в которую следует инвестировать, стоимость акций компаний настолько взвинчивается, что у будущей доходности нет иного пути, кроме как вниз.
Сейчас, по крайней мере, никто нагло не заявляет, что высокотехнологические отрасли будут наиболее растущими в мире. Но убедитесь, что вы запомнили следующее: люди, которые сейчас заявляют, что следующим “верным делом” будет здравоохранение, или энергетика, или недвижимость, или золото, в конце концов, вероятнее всего окажутся в ситуации, аналогичной истории с акциями технологических компаний.
Серебряная обивка
Если в 1990-е годы курсы акций вообще не казались слишком высокими, то в 2003 году они упали до таких значений, что уже ни одни из акций не рассматривались как слишком дешевые. Итак, маятник снова совершил свое очередное колебание, а Грэхем всегда знал, что именно это постоянно происходит: движение от нелогичного восторга до неоправданного пессимизма и наоборот. В 2002 году инвесторы вывели 27 миллиардов долларов из взаимных инвестиционных фондов, оперирующих с акциями, а обследование, проведенное Securities Industry Association определило, что каждый из 10 инвесторов потерял на инвестициях в акции как минимум 25%.
Те люди, которые активно покупали акции в конце 1990-х — когда их цена увеличивалась, то есть, они становились дорогими — продавали акции, когда они падали в цене, то есть, по определению, становились дешевле.
Как Грехем чудесно показал в главе 8, все должно происходить с точностью до наоборот. Разумный инвестор отдает себе отчет в том, что акции становятся более, а не менее рискованными при повышении цены — и менее, а не более, рискованными, при падении цен. Разумный инвестор опасается состояния фондового рынка с тенденциями к повышению цен, поскольку приобретение акций становится дорогим. И наоборот, вам нужно приветствовать состояние фондового рынка с тенденциями к понижению курса акций, поскольку он выставляет на распродажу дешевые акции.
Итак, мужайтесь: смерть “бычьего” рынка не настолько уж и плохая новость, как все думают. Благодаря падению курсов акций теперь наступили более безопасные — и более рассудительные — времена для накопления богатства. Начинайте читать, и позвольте Грэхему рассказать вам, как это можно сделать.
Источник: «Разумный инвестор», издательство «Вильямс»