?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Про защиту инвесторов

Вот свежая (от 30 июня 2016 года) презентация от ЦБ России – «Совершенствование системы защиты инвесторов на финансовом рынке», в которой определяются ключевые направления по совершенствованию этой самой защиты.

Я его прочитал, и хочу сказать: это очень плохо и очень грустно. Этот документ показывает, что в ЦБ совсем не понимают, что надо делать.

Между тем, ответ на вопрос «что делать?», с моей точки зрения, на самом деле, очень простой: делать нужно ровно то же, что до этого уже делали ведущие страны в этой области, прежде всего, США. Для основной массы населения (среднего класса в очень широком его понимании) должны пропагандироваться подходы пассивных портфельных инвестиций. Необходимо объяснять массовому инвестору, что это такое и как этим пользоваться.

(Уважаемым активным инвесторам и спекулянтам, которые читают мой журнал, в этом месте просьба расслабиться и не вступать в споры со мной. Я абсолютно ничего не имею против того, чем вы занимаетесь. Но это – путь для меньшинства, я же сейчас говорю про путь, который должен пропагандироваться большинству – основной массе населения, для которой инвестиции и трейдинг не являются и никогда не будут профессиональной деятельностью).

При этом финансовые власти должны заниматься пропагандой именно ИНВЕСТИЦИЙ, а не просто накоплений и сбережений, чем ЦБ с Минфином занимаются сейчас. Между этими понятиями есть принципиальная разница. Та пропаганда накоплений и сбережений, которую сейчас ведут и продолжают разворачивать ЦБ, Минфин, Роспотребнадзор и другие ведомства, без популяризации инвестиций, на мой взгляд является вредительством. И для граждан, которым эти подходы пропагандируются под видом «финансовой грамотности», и для страны в целом и ее экономики, такая «финансовая грамотность» принесет больше вреда, чем пользы.

Основное направление финансовой грамотности, которое должны пропагандировать финансовые власти, в этом программном документе ЦБ (да и других программных документах ЦБ, Минфина и т.д.) просто полностью отсутствует. Вообще.

Примеры того, что должно делаться в этом направлении, можно увидеть в переводах документов SEC:

1. Брошюра "Сбережения и Инвестиции"
2. Брошюра "Руководство для начинающих по распределению активов, диверсификации и ребалансировке"

К сожалению, ничего похожего в документах ЦБ, Минфина, Роспотребнадзора и других российских ведомств найти невозможно. Тема инвестиций в них избегается вовсе. Российская программа "финансовой грамотности" учит экономить и сберегать, но совершенно не учит инвестировать.

Вместо того, чтобы образовывать будущих инвесторов, ЦБ пытается сделать две крайние вещи.

Во-первых, ограничить риски инвесторов, причем явно чрезмерным образом, вводя дополнительные барьеры и запреты для тех, кто хочет инвестировать, в виде новых «квалификационных требований», «сертификаций» и т.п., как к инвесторам, так и к финансовым советникам и прочим организациям, помогающим инвесторам. Идет закрутка гаек, и я боюсь, как бы массовый инвестор при этом не лишился возможности использовать те необходимые ему инструменты инвестирования, которые пока еще доступны сейчас, но могут оказаться недоступны в будущем из-за чрезмерного регулирования.

А во-вторых, напрочь проскочив самую главную и необходимую стадию – подготовку и повышение финансовой грамотности населения в вопросах инвестиций – ЦБ бросается в другую крайность – попытку регулировать «робо-советников» и прочие подходы в виде «черных ящиков» - пенсионные программы, накопительное страхование, услуг финансовых советников и т.д., которые предлагаются инвесторам финансовой индустрией.


Таким образом, ЦБ, по сути, отказывает массовому инвестору в праве самостоятельно разобраться в правильных подходах к инвестированию самостоятельно (ну, или, как минимум полностью замалчивает информацию об этих подходах в своих программах «финансовой грамотности»). Вместо этого ЦБ как бы говорит инвесторам: нечего вам инвестировать самостоятельно, вот вам «черные ящики» - робо-эдвайзеры, пенсионные фонды, страховые компании, сертифицированные финансовые советники и т.п. – идите со своими деньгами к ним. Либо, если не хотите, храните их на депозитах в банках.

Замечу, в данном случае я вовсе не критикую Финэкс, предлагающий «робо-советников». К Финэксу у меня вопросов нет, Финэкс – коммерческая структура, занимается бизнесом, и имеет полное право пробовать любые законодательно не запрещенные подходы для повышения своих продаж. Финэкс не обязан заниматься финансовой грамотностью и просвещением населения.

Но какого черта на робо-эдвайзеров всерьез тратит время в своих программных документах ЦБ, я не понимаю. Хотя и догадываюсь, и о своей догадке написал выше: ЦБ хочет попытаться заполнить регулируемыми «черными ящиками» то пространство принятия правильных решений в инвестициях, в котором он не разбирается сам, и которое он не готов объяснять инвесторам. Или, еще точнее, так: «черные ящики» самостоятельно заполняют эту нишу, а ЦБ хочет пытаться их регулировать.

Ничего хорошего из этого выйти не может. Невозможно регулировать то, что не понимаешь ты сам, и чего не понимает рынок.

Западные страны пришли к робо-советникам эволюционным путем, лет через 20-30 после того, как инвесторам безо всяких робо-советников долго и последовательно объясняли, что и как нужно делать. ЦБ ничего не собирается инвесторам объяснять, зато в ЦБ озабочены тем, как предложить инвестору «черные ящики» и отрегулировать их.

К такому регулированию можно было бы прийти, если бы у массового инвестора были бы хотя бы зачатки реальной финансовой грамотности – понимания того, куда и как инвестировать (именно ИНВЕСТИРОВАТЬ, а не просто сберегать!). Но этой финансовой грамотности нет, и, хуже того, не видится никаких реальных усилий наших финансовых властей по исправлению этого положения.

Что, на мой взгляд, нужно делать?

На уровне ЦБ, Минфина, Роспотребнадзора и т.п.: резко изменить направленность программ «финансовой грамотности», сделав в них упор на ИНВЕСТИЦИИ, а не на накопления и сбережения. Прежде всего – на пассивные портфельные инвестиции, на популярное объяснение принципов asset allocation. В конце концов, именно на них и должны строиться и работа «сертифицированных финансовых советников», и «робо-советники», и деятельность прочих представителей финансовой индустрии, работающих с инвесторами. Это нужно объяснять, этому нужно обучать массового инвестора. Сейчас это в России на государственном уровне не делается вообще. (тогда как в США, к примеру, именно на это направлены основные усилия регулятора – SEC).

До того, как эти идеи станут понятны массе населения, не нужно торопиться с регулированием и бежать впереди паровоза.

Что делать на уровне обычного инвестора?

Разбираться в этих вопросах самому, а также просвещать родственников, друзей и близких. Поскольку государство обучать вас этому пока, к сожалению, не собирается, придется разбираться самостоятельно путем чтения правильных книжек, а также участия в семинарах, вебинарах и т.п. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, раз уж нормальное объяснение правил поведения на водах государство организовать не в состоянии.






Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Записи из этого журнала по тегу «финансовая грамотность»

  • Финансовая грамотность у них и у нас

    У НИХ (на Западе): Возьмите личные финансы под контроль; планируйте доходы и расходы; экономьте; тратьте меньше, чем зарабатываете; сберегайте…

  • Анкета Профиля Инвестора от Fidelity

    Коллекция опросников/тестов/анкет сайта AssetAllocation.ru по определению риск-профиля и рекомендуемой структуры портфеля инвестора пополнилась…

  • Гарантия = бедность

    Написано 2 года назад. Оригинал взят у fintraining в Гарантия = бедность Пожалуй, одна из главных и не очевидных ошибок в инвестициях…

Comments

( 19 комментариев — комментировать )
deathtiny
5 июл, 2016 08:05 (UTC)
вот чего я не понимаю, так это зачем вообще кого то чему то обучать?
если масса будет наивна, невежественна етс, - это же классно!
это значит, что те, кто не поленится и разберется - будут иметь преимущество и выглядеть достаточно обеспеченными среди перебивающихся с хлеба на лапшу остальных.
а Ваши вебинары останутся уникальными.
так что - пусть делают свое глупое дело! -)
ну, максимум, осложнят инвестиции частные, но умные люди всегда найдут нужные лазейки -)
fintraining
5 июл, 2016 10:40 (UTC)
На самом деле, на уровни экономики страны в целом финансовая безграмотность населения - это очень, очень плохо. Это приводит к тому, что граждане в старости окажутся нищими и будут клянчить прибавки к пенсии, а экономика не получает огромную массу нужных ей денег, которая сейчас распихана по кубышкам и депозитам.

Выигрывают от этой ситуации, возможно, разве что некоторые представители финансовой индустрии, но и их выигрыш очень условен - при нормальной ситуации и они имели бы возможность зарабатывать больше другими способами.

Я сам не буду сильно переживать, если мою нишу займет государство, но, к сожалению, этого не происходит. Я нашел бы чем заняться, если бы граждане стали более финансово грамотными.
oppositus
5 июл, 2016 09:40 (UTC)
Перефразируя Богла: "Кто будет учить финграмотость по материалам ЦБ, в 70 лет будет жить под мостом и жрать кошачьи консервы!"
(Анонимно)
5 июл, 2016 12:37 (UTC)
Шапкин
Мне кажется есть грань, которую, скажем так.. финансово грамотные люди пересекают.
В том числе и я.
Думать, что раз ты не знаешь основ инвестирования, то будешь нищим - не верно. Точнее не на 100% верно.

Мы боимся сами и пугаем других рассказами, что вот, когда то через 20-30 лет всем вокруг будет плохо, а мы, просвещенные, будем если не в шоколаде, то как минимум сыты.

Фиг там! Во-первых все мы рассчитываем на результаты статистики. Знаем, что есть большая вероятность, что у нас все будет хорошо. А есть малая, что большая часть трудов может улететь коту под хвост. Про это не думаем.

Во-вторых, если пенсии вообще не будет, изменятся социальные отношения, поведение в обществе. Будем плодиться как в Индии или Китае, и воспитывать детей так, что бы они нас прокормили. Кому-то уже поздно плодиться, но логично, что они не попадут в самое худшее время.
А скорее просто увеличат налоги. Сильно.

В-третьих. Я знаю мало людей, кто может позволить себе жить на пенсии за счет инвестиций. Зато знаю лично многих, распоряжающиеся своей собственностью и умением так, что знать про инвестиции в виде stock,bonds не особо им и нужно.
Почти на 99% я уверен, что будь они финансово грамотными, они могли бы получить больше. Но не факт, что им при этом было бы психологически комфортнее.

К чему я. Да, знания о финансах очень важны и ценны, но это теория, а правда жизни другая.
Люди и без этих знаний довольно не плохо обходятся/обходились/обойдутся в любом периоде своей жизни. Важнее, что в голове. Финансово грамотный человек априори будет более успешным. И не по причине знания теорий, а по тому, что он мыслит и умеет правильно воспринимать информацию.

П.С. Закончу цитатой из к/ф Чапаев. Кто поймет, тот поймет:
"- Э-э-э! А ведь ты врешь, Василий Иваныч. Если надо, ты всегда сам впереди идешь.
- Да, ну так то если надо."
(Анонимно)
5 июл, 2016 11:01 (UTC)
Финансово грамотные граждане государству не нужны. Финансово грамотный гражданин - это, потенциально, финансово независимый субъект, который знает как действовать в своих интересах. А эти интересы далеко не всегда могут совпадать с интересами государства. Такого тяжело контролировать. Государству же нужны работники. Желательно квалифицированные. Но квалифицированные в какой угодно области, кроме финансов.
fintraining
5 июл, 2016 11:14 (UTC)
Вы когда такие вещи пишете, то конкретизируйте, о каком именно государстве пишете?

Вот в США финансово грамотные граждане почему-то нужны, и SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам США) весьма много делает для правильного финансового просвещения граждан США.

(Анонимно)
5 июл, 2016 13:21 (UTC)
Это относится к любому государству. К США в том числе. У них тоже нет финансового образования на уровне средней школы и оно весьма дозировано и однобоко на уровне общества в целом. Просто в силу более развитого общества и более предприимчивого населения им необходим более высокий уровень минимальных финансовых знаний. Без этого их экономика просто не сможет работать.

Кавасаки в своем "Втором шансе" на эту тему достаточно подробно высказывается. Не то, чтобы я был с ним во всем согласен. Но мысль о том, что любому государству "шибко умные" граждане доставляют дополнительную головную боль, мне кажется вполне логичной.

Вот, например, как может вести себя финансово подкованный россиянин в нашей текущей ситуации. Он понимает, что пенсии от родного государства ему не дождаться и решает взять этот вопрос в свои руки. Начинает откладывать и часть доходов вкладывать в российские акции/облигации. Для государства в этом месте все хорошо. Человек инвестирует в экономику, он молодец.

Но проходит время, человек осваивается с этими инструментами, становится еще более финансово подкованным и, в соответствии с asset allocation, начинает задумываться о страновой диверсификации. А это у нас называется "вывод капитала" и для государства уже не айс. А если таких умников большинство? Поди за ними уследи.

Что мы имеем сегодня в реальности? Всем ездят по ушам, что "депозиты - наше все", "все вклады застрахованы", "все под контролем" (при том, что АСВ уже давно в глубоком минусе). При этом государству данная пропаганда ничего не стоит. Банки с удовольствием всю рекламу берут на себя. Население вприпрыжку несет свои сбережения и даже не задумывается об альтернативах. Банки на полученные деньги выдают кредиты, торгуют на бирже. В общем, тоже вкладывают в экономику. Но в отличие от граждан, сотню и даже тысячу банков контролировать гораздо проще, чем миллионы граждан, пытающихся вложить свои сбережения в неправильные активы.

Т.е. у государства есть две альтернативы - вкладываться в финансовое образование граждан и иметь головную боль с ними, или ничего не делать и головной боли не иметь.
fintraining
5 июл, 2016 15:13 (UTC)
Не согласен. Неграмотные граждане - это еще большая головная боль, только отложенная. Их в старости придется содержать, увеличивая для этого налоги, и этим снижая темпы роста экономики.

Edited at 2016-07-05 15:13 (UTC)
Victor Gleim
6 июл, 2016 05:40 (UTC)
Вы здесь делаете допущение, что у власти стоящие смотрят на перспективу. Однако наше государство, пожалуй, никогда не отличалось таким качеством.
at6
6 июл, 2016 06:55 (UTC)
В плане обучения, мы тут уже от Нигерии отстаем ;-)
Как-то почти случайно забрел на страницу их биржи, там они в рамках как раз защиты инвестора предлагают целый набор курсов по portfolio construction, asset allocation and risk diversification: http://www.nse.com.ng/investing/becoming-an-investor/investor-clinics
indiaglem
6 июл, 2016 18:16 (UTC)
Ну вот, я только хотел предположить, что в может быть общая ситуация жизни в развив. странах не в подходящем состоянии для Asset Allocation, и тут на тебе...
relite
6 июл, 2016 13:06 (UTC)
"ЦБ хочет попытаться заполнить регулируемыми «черными ящиками» то пространство принятия правильных решений в инвестициях, в котором он не разбирается сам, и которое он не готов объяснять инвесторам".

Если это так (ЦБ не разбирается сам), то больше можно ни о чем и не говорить.
fintraining
6 июл, 2016 13:42 (UTC)
Вообще, у меня складывается именно такое впечатление. Что они видят внешние стороны, но глубоко не понимают. Или, возможно, сами что-то и понимают, но не ставят цели донести это понимание до рынка.

Например, они сейчас пытаются заставить получать "инвестиционный профиль" клиента путем анкетирования инвестора. И дело-то вроде хорошее, правильное.Но при этом они нигде не объясняют, а зачем он нужен и как правильно интерпретировать результаты ответов. А без этого нафига все это?

Мне это очень напоминает "карго-культ". :) Они видят, что эти опросники на сайтах западных компаний есть, значит, и у нас они должны быть. Но за анкетированием клиента должна стоять дальнейшая логика принятия решений, и если она в деталях не описана и консультанту не понятен ее смысл, то хоть десять анкет заставь клиента заполнить, толку не будет.

А после разговоров про "профиль инвестора" в ЦБ делают вывод: если у клиента нет 6 млн. руб., значит, он недостаточно квалифицирован. Приехали. И складывается впечатление, что опросник им только для этого и нужен.


Edited at 2016-07-06 13:45 (UTC)
ggenchi
6 июл, 2016 21:26 (UTC)
Мне кажется это последствия советского периода. Люди не верят в бизнес. Причем как рядовые обыватели так и высокопоставленные чиновники. Т.е. человек может даже изучать фондовый рынок в вузе, но в то, что он может быть совладельцем маленькой части бизнеса советский человек где-то внутри не верит. В качестве доказательства - песня-обращение к акционерам Газпрома Семена Слепакова

Edited at 2016-07-06 21:34 (UTC)
(Анонимно)
6 июл, 2016 18:04 (UTC)
Глава Сбербанка Герман Греф призвал не хранить деньги под подушкой, рекомендовал небольшие суммы хранить в рублях, крупные - в разных валютах, а также не вкладываться непрофессиональным инвесторам в евро и фунты в связи с Brexit.
fintraining
6 июл, 2016 19:20 (UTC)
Герман Греф - руководитель бизнеса, у которого есть свои интересы.

Когда Вы слушаете его ответы на вопросы, всегда помните пословицу: "Никогда не спрашивайте продавца энциклопедий, нужна ли вам энциклопедия"
(Анонимно)
6 июл, 2016 20:17 (UTC)
Про Грефа
Я вот как раз тоже про онлайн-конференцию Грефа хотел сказать. На вопрос в чем хранить деньги, он сказал: «Это зависит от того, сколько у вас денег и чем вы занимаетесь. Лучше всего деньги иметь в движении, не под подушкой. Самый надежный способ — это депозиты, ну и дальше открывается целое море»
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3031574
И еще он сказал о суммах в 10 млн рублей.: « Идеально иметь сбалансированную корзину. Доллары. Как альтернатива доллару можно говорить о трех валютах: швейцарских франках, норвежских кронах и сингапурских долларах. Если вы имеете какую-то часть трат в евро, то нужно иметь и евро».
Я вот что-то сомневаюсь, что в Сбере есть возможность хранить деньги в норвежских кронах. Хотя наверное для тех у кого есть 10 млнр. такая возможность есть. Зато он мог также посоветовать сберовские ПИФы, почему он их не посоветовал как тот продавец энциклопедий?
Я думаю, что настоящая причина либо в том, что Греф не хочет объясняться перед населением за свои рекомендации, если вдруг ПИФы упадут, а они когда-нибудь упадут. Либо сам Греф в них не верит, что еще более печально.
fintraining
7 июл, 2016 06:05 (UTC)
Re: Про Грефа
Доход Сбербанка от депозитов превышает доход Сбербанка от ПИФов, навскидку, где-то на несколько порядков. И это вполне все объясняет. Он ведь и про акции Сбербанка тоже ни слова не сказал, хотя тоже мог бы.

Греф руководит коммерческим учреждением и говорит то, что способствует прибыли этого коммерческого учреждения. За программу финансовой грамотности Греф не отвечает никак.
relite
7 июл, 2016 15:22 (UTC)
Греф прежде всего сказал: "Здесь нет универсального совета или универсального рецепта. Я бы всегда рекомендовал управлять своими деньгами самому. Потому что как показывает практика только самостоятельная ответственность за управление собственными ресурсами - это единственная гарантия того, что эти деньги будут наиболее рациональным образом вложены".
Но почему-то этого никто не хочет замечать. Всем интересно обсудить, что он сказал о фунтах, франках и т.п. Как говорится, каждый видит, то что он хочет увидеть. И сколько не объясняй портфельную теорию, для части людей будет важно только "что он сказал про доллар".
https://news.mail.ru/economics/26355143/?frommail=1
с 53 минуты, если кому интересно будет услышать.
( 19 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner