?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Настоящая статья написана для тех, кто самым надежным средством «инвестиций» считает вложения в иностранную валюту, и предлагает задуматься о замене части валютных сбережений на драгоценные металлы.

Сразу оговорюсь: с моей точки зрения, как драгметаллы, так и валюта на долгосрочных горизонтах инвестирования являются не слишком удачными инструментами для инвестиций. Но разница между ними в том, что если драгоценные металлы – просто неважный инструмент инвестирования с примерно нулевой (в среднем, на долгосрочной перспективе) реальной доходностью, то иностранная валюта – очень плохой инструмент с отрицательной (опять же, в среднем, на долгосрочной перспективе) реальной доходностью. Поэтому подчеркну, что этот пост написан скорее для тех, кто как огня боится акций, облигаций, фондов и прочих правильных инструментов инвестирования (то есть, к сожалению, для подавляющего большинства читателей :)).

Вот как распределились ежегодные и итоговые доходности вложений в драгоценные металлы и иностранную валюту за последние 16 лет (все доходности рублевые, посчитанные по официальным данным ЦБ России):



Легко заметить, что за последние 16 лет вложения драгоценные металлы более чем вдвое обыгрывают иностранную валюту по номинальной доходности, и более чем втрое - по итоговому абсолютному росту. Если вести счет по отдельным календарным годам, то драгметаллы обыгрывают валюту с общим счетом 12:4. Хотя наверняка найдутся люди, которые посмотрят на последние 3 года, и заявят, что на этом периоде валюта лучше. :)

Важной особенностью драгметаллов для многих консервативных россиян (тех самых, которые боятся акций и облигаций) окажется то, что цены на них привязаны к валюте, поэтому с точки зрения страховки девальвации рубля драгметаллы окажутся защитой ничуть не хуже, чем валюта. А со статистической точки зрения, с высокой вероятностью окажутся намного лучше.

А вот как изменялся за эти годы рост рублевой оценки капитала, вложенного в доллар, евро, золото и серебро. Помимо этих активов также нанесена официальная динамика роста стоимости потребительской корзины (т.е. российская инфляция).




На самом деле, наиболее проницательные и знакомые с финансовой историей читатели наверняка напишут мне, что период для сравнения выбран некорректно, поскольку начинается сразу после окончания 20-летнего «медвежьего» периода драгметаллов, длившегося с 1980 по 2000 год. И в целом будут правы, хотя и понятно, что привести корректные данные по стоимости драгоценных металлов и иностранных валют за советский период истории крайне затруднительно: и за то, и за другое в советское время можно было получить статью Уголовного Кодекса.

Однако, я привожу российские данные вовсе не в качестве доказательства тезиса о выгодности драгметаллов, а скорее в качестве для его иллюстрации. Гораздо более весомым свидетельством долгосрочного превосходства драгметаллов над валютами окажутся графики долгосрочных мировых цен на основные финансовые активы.

Вот знаменитый график из книги Джереми Сигела «Долгосрочные инвестиции в акции»



Несложно заметить, что, начиная с момента отхода от золотого стандарта (30-е годы прошлого века), графики доллара и золота стали расходиться. А в момент окончательного отказа от золотого стандарта (70-е годы прошлого века) это расхождение еще усилилось.

По сути с отказом от золотого стандарта мир вошел в эпоху постоянной инфляции. И деньги (во всех странах мира) стали постоянно дешеветь относительно товарных активов, которые можно на них купить. В том числе и относительно драгметаллов.

Поэтому с точки зрения долгосрочных доходностей и рисков основные активы стали распределятся следующим образом (схема очень грубая, общая, но суть отражает):



Видно, что, на самом деле, правильный инвестиционный портфель должен формироваться из совсем других категорий активов (каких именно – ясно из предыдущих двух рисунков).

Однако для тех, кто боится каждого шороха, и потому затаривается долларами и евро, дарю «инвестиционную идею»: почему бы не заменить их в своем портфеле драгметаллами? Хотя бы на часть суммы?

(На самом деле, драгметаллы в инвестиционном портфеле имеют и массу других крайне интересных применений, которые куда интереснее замены иностранной валюты. Но это не тема короткой статьи. Это тема предстоящего вебинара "Вложения в драгоценные металлы").

Предвижу и еще один вопрос: а как с ликвидность и со спрэдами на покупку драгметаллов (в сравнении с теми же иностранными валютами)? Давайте посмотрим.

Вот примеры котировок на покупку и продажу (а также рассчитанный мною по этим котировкам спрэд) на доллар, евро, золото и серебро в двух крупных российских банках – ВТБ-24 и Альфа-банк (~11:30 мск, 12/02/16).

ВТБ-24:
Доллар: покупка 78,1; продажа 81,1; спрэд 3,8%
Евро: покупка 88,5; продажа 91,5; спрэд 3,4%
Золото: покупка 3110; продажа 3250; спрэд 4,5%
Серебро: покупка 39,2; продажа 41,0; спрэд 4,6%

Альфа-банк:
Доллар: покупка 78,5; продажа 80,5; спрэд 2,5%
Евро: покупка 88,6; продажа 91,4; спрэд 3,2%
Золото: покупка 3142,14; продажа 3202,14; спрэд 1,9%
Серебро: покупка 39,35; продажа 40,85; спрэд 3,8%

Как видите, спрэды по драгметаллам (в обезличенном виде) ненамного выше, а в ряде случаев оказываются даже ниже, чем по валютам (я оставил за рамками рассмотрения как более экзотические валюты вроде GBP и JPY, так и металлы вроде платины и палладия, но, в общем, там похожая ситуация).

При этом инструментов для покупки драгоценных металлов много, вариантов не меньше, а даже больше, чем для валюты. Есть инвестиционные фонды драгметаллов, есть ETF-ы, есть фьючерсы для спекулятивных операций; есть, напротив, инструменты для долгосрочного владения – инвестиционные и коллекционные монеты и слитки; а есть и еще более экзотические и менее известные варианты. Для разных инвесторов и разных целей найдутся свои подходящие инструменты. Подробнее мы поговорим о них на вебинаре "Вложения в драгоценные металлы".

Но в целом я призываю вас серьезно задуматься как минимум над заменой части валютных сбережений вашего портфеля на драгметаллы. Хотя бы частично. Хотя бы просто ради диверсификации.






Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

15 февраляСергей Наумов, "Зачем, как и где открывать индивидуальный инвестиционный счет" - бесплатный вебинар
17 февраляСергей Спирин, "Инвестиционные стратегии" - бесплатный вебинар
24 - 25 февраляСергей Спирин, "Вложения в драгоценные металлы"
14 - 18 мартаСергей Спирин, "Формирование инвестиционного портфеля"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Записи из этого журнала по тегу «драгметаллы»

Comments

( 24 комментария — комментировать )
renegado_ru
12 фев, 2016 10:06 (UTC)
Неправильный подсчёт валютной доходности
Сергей, а почему вы опять берёте доходность валюты "под подушкой", а не доходность валютного вклада в банке (топ5, например)?
Ну хотя бы отдельным столбиком это можно было бы указать. Тогда картина совершенно другая. Вы говорили, что очень сложно собрать информацию о банковских ставках, но, во-первых, несложно, а во-вторых, не нужно: я бы указал, при какой доходности банковского депозита в среднем на отрезке какой бы итоговой результат получился (например, 3% годовых вклады, 5% вклады).
Извините, если это покажется вам хамством, ваши данные и ваша работа сами по себе ценны, но картина однобокая ведь получается?
fintraining
12 фев, 2016 10:08 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Ну так сделайте и опубликуйте у себя, кто вам мешает?

И тогда я приду к вам в комментарии и объясню, почему Вы считаете неверно. :)

Вперед!

Edited at 2016-02-12 10:10 (UTC)
renegado_ru
12 фев, 2016 10:20 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Прямо сейчас могу! Если на протяжении 15 указанных лет пользоваться:
1) $ вкладом в банке под 3% годовых, то рублёвая доходность за 15 лет составит 10% годовых (вместо 6,4%), а капитал вырастет 4,2 раза (по сравнению в 2,7раза "под подушкой")
2) $ вкладом в банке под 5% годовых, то рублёвая доходность за 15 лет составит 12% в среднем, а капитал вырастет в 5,6 раза (по сравнению с 2,7 раза "под подушкой")
3) $ вклад в банке под 7%: капитал вырастает уже в 7,4 раза.

Таким образом, можем сказать, что если бы у вас была на протяжении этого периода возможность находить валютный вклад на 7% или более, то вы бы могли получить почти такую же доходность, как при вложениях в серебро (в 7,8 раз)
fintraining
12 фев, 2016 10:33 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Угу. А в украинском банке под 15% так вообще бы капитал в космос улетел! :)))

А теперь посмотрите на хорошие американские или европейские банки, попробуйте найти там доходности в 3% - 5% - 7%. и попробуйте сами сообразить в чем ошибка таких рассуждений.

P.S.
И я же просил: "у себя"!!! А то здесь неопытные люди читают, могут и всерьез воспринять.

Edited at 2016-02-12 10:38 (UTC)
renegado_ru
12 фев, 2016 15:17 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Я согласен с вами, что амер. и европ. банки дадут 2% годовых. Это - доп. условия, частности, которые могут сильно влиять на конечный результат.
Тогда, по идее, надо рассмотреть риски ОМС и спреды по ним в банках РФ, риски хранения серебра в банки и под подушкой, НДС на слитки и т.д..
Чтобы сравнить условия по нескольким вариантам, предполагается, что все прочие обстоятельства равны. Поэтому я и сравниваю с условиями по вкладам в банках РФ, а не США или Европы (вы же в статье рассматриваете спреды на золото в банках РФ).

Я - сторонник инвестиций в акции (стоимостной подход + assets allocation) и противник "инвестиций" в валюту, поэтому и неопытным и опытным людям не рекомендую "инвестировать" в валюту. Но мне кажется, что сознательно обходя стороной такой вопрос, вы дискредитируете идею инвестиций в акции, как бы умалчивая об "альтернативах" (которые и на мой взгляд альтернативами совсем не являются).

Возможно, что люди, которые после 98го года ни чём больше деньги не хранили, кроме долларового депозита в Сбере, просто не читают ваш блог (скорее всего) и вы таких вопросов не получали.

Edited at 2016-02-12 15:19 (UTC)
fintraining
12 фев, 2016 17:18 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Вы (у себя в журнале!) можете сравнивать все, что хотите.

А я сравниваю доходности и динамику официальных "чистых" котировок, не подверженных каким-либо дополнительным кредитным рискам. И именно такое сравнение считаю правильным.

Я уже устал от таких вопросов. Настолько, что они уже очень давно воспринимаются мною как троллинг. Который меня, признаюсь, утомляет.



Edited at 2016-02-12 17:19 (UTC)
renegado_ru
12 фев, 2016 19:17 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Сергей, извините, если доставил какой-либо дискомфорт. Я читаю ваш блог с 2008 г., и, честно говоря, не припомню, чтобы вы обсуждали эти вопросы. Возможно, я невнимателен, ещё раз извините.

А что касается "чистоты" данных, то вопрос этот, вы согласитесь, дискуссионный. Я, например, считаю, что доходность ОФЗ - это более "чистая" "безрисковая" доходность, чем депозиты в топ5 банков (т.к. лишены коммерческих рисков банков), но в чисто прикладном смысле это очень разные инструменты: та аудитория, с которой я работаю (и она мне нравится), лучше воспринимают инфу про "вклад в топ5 банков", и я просто делаю табличку с несколькими столбцами...

Вы имеете роскошь отказываться от клиентов, которые пытаются вам доказать, что они на своём депозите заработали больше "вашего ММВБ", и это правильно.
brimz
13 фев, 2016 10:34 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
Американские банки дадут 2% годовых? :)

Не, даже рядом не дадут. Там ипотека под 2-3%.

Citibank Savings Plus - ставка 0.01%, если на счету меньше 10.000 долларов.
И аж целых 0.08% если на счету больше миллиона.
И, кстати, еще сносочки есть, где написано, что разные комиссии могут снизить реальную доходность.

https://online.citi. com/US/JRS/pands/detail.do?ID=CurrentRates&JFP_TOKEN=5SQH8APO#fn1


Ну ладно, Citi - это зажравшиеся жлобы.
Когда я жил в Нью-Йорке довольно демократичным считался TD Bank (например, чтобы за обслуживание счета не надо было платить в районе 10 баксов в месяц, в TD надо было держать на счету всего $200. Для сравнения в Citi - $2000).

Если рассматривать более-менее реальные суммы до 20.000 долларов, что по нынешним меркам уже больше страхуемых в РФ 1.400.000 рублей, то ставка все равно будет не больше 0.35% годовых.
И даже от 50.000 это будет всего 0.5% годовых.

https://www.tdbank. com/personal/savings.html?state=NY&city=1060

Впечатляющая доходность.
Собственно, поэтому там и развит фондовый рынок. :)
kirill_vlasoff
12 фев, 2016 15:08 (UTC)
Re: Неправильный подсчёт валютной доходности
"если бы у вас была на протяжении этого периода возможность находить валютный вклад на 7% или более"
ее просто не было.
другой вопрос, что сравнивать в принципе вложения в золото и доллары за 15 лет очень сложно.
"бумажных" инструментов вложения в драгметаллы 15 лет тому в РФ полагаю не было, а доллары и правда по какой-никакой % можно было разместить.
one_wanna_live
12 фев, 2016 10:43 (UTC)
Добрый день,

Подскажите, пожалуйста, куда вам можно написать письмо с вопросами по обучению? Писал на адрес, что указан на сайте, но ответа не последовало.
fintraining
12 фев, 2016 10:47 (UTC)
На адрес на сайте, или в личку ЖЖ.

Я не на все вопросы отвечаю, мог и что-то пропустить.
ext_1779778
12 фев, 2016 11:04 (UTC)
А с подушкой (капитал финансовой защиты) как быть в нынешней ситуации? Классически его рекомендуют хранить максимально ликвидно, на вкладе (и)или частично в сейфе. В валюте заработка. Штоб под рукой если жареный петух за жопу цапнет.

Но в нынешней ситуации наверное есть смысл и его диверсифицировать. Баксы-шмаксы, золото-шмолото :)

fintraining
12 фев, 2016 11:23 (UTC)
Правильно рекомендуют. "Подушка" должна быть такой, чтобы Вы могли немедленно воспользоваться деньгами. Это должны быть ликвидные активы. Лучше большую часть держать в кэше в валюте своей страны или на пластиковой карте надежного банка.
fankulo
12 фев, 2016 13:18 (UTC)
указан очень бычий период для драгметаллов. золото и 20 лет во флэте находилось за предыдущий период например.
diente_de_lion
12 фев, 2016 13:21 (UTC)
Вы бы дальше бы почитали :)

"На самом деле, наиболее проницательные и знакомые с финансовой историей читатели наверняка напишут мне, что период для сравнения выбран некорректно, поскольку начинается сразу после окончания 20-летнего «медвежьего» периода драгметаллов, длившегося с 1980 по 2000 год."
fintraining
12 фев, 2016 13:48 (UTC)
Да, я с этим согласен.

Но в рублях с 1980 г. давать уж очень проблематично ввиду отсутствия рублевых данных, а в долларах все гораздо лучше график Сигела показывает.
garkusha
12 фев, 2016 13:59 (UTC)
С обезличенного металлического счёта нельзя продавать металл три года, а то на налог 13% попадёшь. Ну а бешеный налог на слитки берут прям сразу при их покупке. Так что инвестирование получается неоднозначно выгодное и не очень ликвидное. Инвестиционным фондам в наше время веры нет вообще, если уж банки лопаются по три за неделю, то что могут фонды?
fintraining
12 фев, 2016 14:08 (UTC)
Чересчур категорично и явно без знания множества фактов и нюансов. Например, есть еще налоговый вычет по сумме при доходе не более 250000 р. Есть ИИС. И т.д. Не говоря уже о том, что сравнение по надежности банков с фондами некорректное до абсурда. Все с точностью до наоборот: с точки зрения надежности фонды выигрывают у банков в одну калитку.

А подробнее о том, как оно на самом деле - на вебинаре.


Edited at 2016-02-12 14:08 (UTC)
doobrik
12 фев, 2016 14:03 (UTC)
Как-то уехал в небольшой город, 250 000, нужны были деньги, при себе был слиток 10г золота, запечатаный, с сертификатом. Обошёл много банков, ответ один: «мы золото не покупаем». В одном мне сказали что в этом городе я золото не продам, нужно ехать в другой город, покрупнее, за 150 км.

Или покупать у банка долговые расписки на золото? Чем это отличается в плане надёжности от валютных депозитов?
fintraining
12 фев, 2016 14:09 (UTC)
Способов много. Думаю, вы даже удивитесь, если узнаете, насколько много. Золотой слиток в мелком городе - действительно, сомнительный актив. Но есть масса других вариантов.
(Анонимно)
12 фев, 2016 18:16 (UTC)
Сейчас валюта стала интересна, поскольку выросла волатильность.
wulfer777
15 фев, 2016 12:51 (UTC)
А меня удивила довольно существенная разница в доходности золота и серебра если смотреть первую табличку по годам. Как то я раньше думал что их корелляция ближе к 1.
Сразу на ум приходит использовать это для портфельного эффекта.
gulaka
19 янв, 2017 15:55 (UTC)
Означает ли надпись "долгосочный портфель должен формироваться из этих классов активов"- не отоносщася к золоту- что в вашем портфеле вобще нет fxgd или чего-то подобного?
fintraining
19 янв, 2017 16:39 (UTC)
Нет, не означает. Портфели должны быть разные для разных людей и ситуаций, далеко не у всех людей портфели долгосрочные и т.д.

Свой собственный инвестиционный портфель я публично не обсуждаю.
( 24 комментария — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner