?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Курочка Ряба — сказочный сюжет в восточнославянской фольклорной традиции. В указателе сюжетов фольклорной сказки этот сюжет обозначается как «Разбитое яичко» (раннее: «Курочка ряба сносит яичко, мышка его разбивает») (индекс 2022В=АА[1]); в Указателе сказочных сюжетов Н. П. Андреева по системе Аарне обозначается как «Курочка снесла золотое яичко» (индекс *241 III[2]) и группируется с сюжетами «Смерть петушка»[3] и «Петушок вышиб глаз курочке»[4]. Структура текста сказки — цепь повторов[5]. В «Курочке рябе», как и в группе родственных кумулятивных сюжетов с моделью «оплакивания» («Петушок подавился», «Вошка и блошка») каждый новый персонаж выражает свое сочувствие по поводу случившегося несчастья[6].

В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям. Используемый для этого текст — ставший каноническим вариант одной из упрощенных (без повторов) версий сюжета «Сказки про курочку Рябу»; при этом сюжет получил «хорошую» концовку — обещание курочки снести новое яичко вместо разбитого.

Композиция сюжета

Завязка сказки — курочка сносит яичко, при этом курочка, а иногда и само яичко описывается как пёстрое (или рябое); затем мышка разбивает яичко. После этого следует описание бед, вызванных известием о разбитом яичке, представленных как череда эпизодов, присоединяющихся один к другому, при этом повторное описание обрастает новыми подробностями при каждом новом упоминании (что является классическим примером кумулятивного построения композиции). Таких эпизодов в сказке может быть от трех до 6-7. В них многочисленные персонажи выполняют различные акции: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко / кадку с тестом перевернула — поп церковные книги порвал / поп разбежался и ударился о косяк и т. д. За кумуляцией следует финал сказки — последнее звено, ставящее точку в дальнейшем нагромождении эпизодов. Тип сказки про курочку Рябу также называют формульным, так как в ней дословно повторяются однотипные ситуации.

Что касается семантики композиции сюжета, то следует упомянуть В. Я. Проппа, который видел в композиции кумулятивной сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу (см. комическое). Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале кумулятивной сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

Впоследствии «Сказка про курочку Рябу», став достоянием главным образом детской аудитории, сохранила лишь основной мотив традиционного сюжета (курочка Ряба сносит яйцо, мышка его разбивает). Сократилось и количество действующих лиц, ограниченных теперь центральными образами. В то же время сказка получила новую концовку — обещание курочки снести вместо разбитого новое золотое, а затем и простое яичко. Наиболее известный в настоящее время вариант с таким обещанием зафиксирован в 1911 году Волошиным[7].

Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом[8]. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

Мифология сюжета

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное»)[9] и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.
Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном[10].

Толкования сюжета


Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»[11].

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Курочка_Ряба

P.S. от С.С.:

Неизвестный автор сделал мой день. Теперь я знаю о сказке "Курочка Ряба" все. Ну, или почти все. В сносках явно не хватает ссылки на поставщика столь сногсшибательной травы.






Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

19 январяСергей Спирин, "Итоги 2015. Стратегии 2016" - бесплатный вебинар
30 январяЛариса Морозова, "Охота на дивиденды" - бесплатный вебинар
10 февраляЕкатерина Баева, "Ошибки при инвестировании в рентную недвижимость" - бесплатный вебинар

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Записи из этого журнала по тегу «приколы»

  • Из жизни малого бизнеса

    Из жизни малого бизнеса Приходит мне на банковский счет ИП какая-то странная сумма, которая, судя по всему, не имеет никакого отношения к моей…

  • Ничто не ново

    Ничто не ново Бэнкси просто стырил давно известную идею у производителей будильников. Ближайшие семинары и вебинары: 15 - 19 октября…

  • Из солнечного Крыма прислали

    Из солнечного Крыма прислали В этом объявлении прекрасно все: и текст, и цвет, и размещение на столбе... Вот кого надо звать Тимофею Мартынову…

Comments

( 38 комментариев — комментировать )
tretiy3
16 янв, 2016 07:34 (UTC)
да ладно вам :) сказка, которая столетиями передается между поколениями - это офигенная тема для изучения, же. предки передают привет потомкам не через музей, а через папу с мамой. это ли не круто?
fintraining
16 янв, 2016 07:37 (UTC)
А предки точно передавали нам именно то, что описано в Википедии?
(без темы) - klavdiyav - 16 янв, 2016 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 16 янв, 2016 08:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - klavdiyav - 16 янв, 2016 08:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kaplunkaplun - 16 янв, 2016 11:27 (UTC) - Развернуть
А сами подумайте... - (Анонимно) - 21 янв, 2016 22:45 (UTC) - Развернуть
klavdiyav
16 янв, 2016 07:41 (UTC)
А что вас смущает? Изучая фольклор на филологическом факультете, эта сказка и её герои (и многочисленные интерпретации в зависимости от региона) вызвала у студентов гораздо меньше эмоций, чем, например, сказки с участием бабы-яги. Вот где жесть и чернуха 🙈 триллеры отдыхают.
dvorami
16 янв, 2016 07:57 (UTC)
О! Вы открыли для себя удивительный мир филологии и фольклористики :)
Да, это все вполне себе наука. Наряду с ядерной физикой.
fintraining
16 янв, 2016 08:13 (UTC)
Да-да-да. "Наука есть способ удовлетворения своего любопытства за государственный счет". Это понятно.

Но ядерная физика - она обычно имеет хотя бы перспективы практического полезного применения (не всегда, но бывает). А вот такая филология...

Впрочем, у меня сложилось ощущение, что эта статья в реальности имеет мало отношения к филологии, а скорее является формой художественного самовыражения автора в формате стёба. Не? ;)

Edited at 2016-01-16 08:20 (UTC)
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 08:55 (UTC) - Развернуть
klavdiyav
16 янв, 2016 08:49 (UTC)
Ну и добавлю, вы же грамотный человек, прежде чем обвинять человека в употреблении травы, откройте пару учебников по фольклору, вникните, почитайте первоисточники (в ленинке я как-то целый день провела за чтением одной всего лишь сказки, нет, сначала я полдня собирала там же все источники). Или же вы филологию как науку отрицаете?
fintraining
16 янв, 2016 08:58 (UTC)
Если честно, то Ваша (и прочих филологов в этой ветке) версия меня очень сильно разочаровывает (по сравнению с моей версией про задиристую траву).

Если прав я, то это хорошая хохма, над которой можно посмеяться и мысленно пожать руку неизвестному автору, сумевшему столь замечательно постебаться.

Если же вдруг я отстал от жизни, а правы Вы, то это большая беда, что у нас столько народу серьезно занимается всей вот этой вот ...

Я могу это допустить, но тогда это уже не весело, а очень, очень грустно.


Edited at 2016-01-16 09:00 (UTC)
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 09:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 16 янв, 2016 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 09:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - klavdiyav - 16 янв, 2016 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dvorami - 16 янв, 2016 09:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - viktor_rostov - 17 янв, 2016 10:21 (UTC) - Развернуть
Сергей, - (Анонимно) - 21 янв, 2016 22:47 (UTC) - Развернуть
Re: Сергей, - fintraining - 22 янв, 2016 04:32 (UTC) - Развернуть
Ну, конечно! - (Анонимно) - 24 янв, 2016 19:43 (UTC) - Развернуть
gur4el
16 янв, 2016 09:03 (UTC)
http://vk.com/wall1887791_1970

Софья Залмановна была потрясающая тётка, легенда Самарского госуниверситета.

Цикл лекций на видео — о фольклоре для психологов-четверокурсников (то есть не для филологов, а для обычных неподготовленных, но грамотных людей).

К сожалению сам пока тока выборочно пролистал. Не все прослушал.
kotbezkrbishbi
16 янв, 2016 09:37 (UTC)
Первый абзац, конечно, похабный. Остальное интересно читать. Раньше видел в этой сказке только линию утраченной халявы, посему её популярность казалась мне незаслуженной. И боюсь, что мысли Топорова и Мощенского так и останутся не тронутыми массовым сознанием.
(Анонимно)
16 янв, 2016 10:27 (UTC)
Ну для обычных людей многое может казаться странным. :)
https://www.youtube.com/watch?v=lyR4KniGx0U
max_t
16 янв, 2016 10:55 (UTC)
я тоже удивился, прочитав в первый раз. но на самом деле люди серьезно разобрали почему простенькая на вид сказочка живет и популярна уже столько веков. для себя, как человека технического, сделал вывод, что это переоптимизированная модель мира со всеми его конфликтами и зависимостями.
Из полезного для меня - эта сказка оказалась исключительным примером, как кратко и доступно доносить свои мысли в иносказательной форме до широкой аудитории.
ar1980
16 янв, 2016 11:41 (UTC)
А вообще - сказка очень странная.
"Дед бил не разбил, баба била не разбила".
Хорошо. Идем дальше.
Прибежала мышка хвостиком махнула - разбила.
Итого - цель достигнута, яйцо наконец-то разбито.
И что вдруг происходит? Вроде ж радоваться надо, вместо этого у бабы с дедом истерика.
И только обещание курочки Рябы снести новое золотое - успокоило пенсионеров.



Edited at 2016-01-16 11:45 (UTC)
(Анонимно)
16 янв, 2016 15:16 (UTC)
А я где-то читал, что сказка эта антирелигиозная - там вся соль была в перечислении бед и несчастий попа и его семьи. Потом сказку сократили и стало непонятно )
leonid_ilych
16 янв, 2016 19:44 (UTC)
а причём здесь создатели вики? там любой может разместить какую угодно статью.
hardsign
16 янв, 2016 23:31 (UTC)
Знаете, учебник по теории вероятности и математической статистике выглядит так, будто никакого прихода не было, а сразу начался абстинентый синдром (похмелье), которое от страницы к странице только усиливается. Но без этой базы никакой портфельной теории, про которую вы так любите рассказывать, не могло появиться. Так что не стоит нападать на академическую науку.

И на всякий случай напомню вам про одно животное:

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

;-)
fintraining
17 янв, 2016 05:54 (UTC)
Я во всем процитированном науки наблюдаю не больше, чем в астрологии. И уж тем более не вижу никаких вкушаемых плодов (за исключением, разве что специфического эстетического удовольствия. С моей точки зрения люди таким образом то ли развлекаются, то ли убегают от жизни, убивая время.
(Анонимно)
18 янв, 2016 07:32 (UTC)
снесла курочка дедушке яичко.
начисто снесла.

а вообще — хороший намёк на тему ненужности гуманитариев. :)
fintraining
18 янв, 2016 07:48 (UTC)
Есть гуманитарии, а есть очень странные люди, занимающиеся странной интерпретаций творений гуманитариев. Для меня это сильно разные понятия.

Гуманитарий, с моей точки зрения, это гениальный неизвестный автор, создавший сказку "Курочка Ряба", которую пересказывают столетиями. Вот этому гуманитарию - респект и уважуха. Гумантитарий-профессионал - это тот, кто создает востребованный контент (в широком смысле - тексты, музыку, картины, скульптуры и т.д.). Если ты создал что-то, что людям нравится - молодец, и не зря занимаешь место под солнцем.

А попытки искать в этой сказке "космогонический смысл" - это уже не гуманитарная деятельность, а какая-то сильно извращенная и, на мой взгляд, вряд ли кому-то нужная.
grig_siren
20 янв, 2016 19:04 (UTC)
С большим опозданием добрался таки до этого поста в нормальных условиях. От людей, интересующихся фольклором, в комментариях было несколько человек. А вот от Википедии не было никого. Так что хочу восполнить этот пробел.

Так вот, на вопрос автора "что курят авторы Википедии" ответ очень простой: ничего. Потому что правилами Википедии запрещено писать статьи "из головы". Просто запрещено. Участник Википедии при работе над статьями должен вЫключить более 90 процентов функционала собственной головы. Все, что ему разрешено, - это искать источники по теме, читать их и письменно излагать их содержание своими словами. Не более того. Даже если он на самом деле эксперт по этой теме. Так что качественно написанная статья Википедии - это изложение того, что по теме известно из других источников. И если Вам не нравится содержание статьи - то претензии надо предъявлять не Википедии, а тем источникам, на которые она ссылается. А приведенная статья ссылается на очень большое количество источников.

Ну и что касается интерпретации сюжета - то надо помнить, что многие слова с течением времени теряют свое первоначальное значение и приобретают новое. В частности, у древних славян слово "дед" означало не только "отец отца" или "старик", но и "давно умерший предок мужского пола". Аналогично, слово "баба" могло означать "давно умерший предок женского пола". Про то, что яйцо является символом вселенной и мироздания, тут уже говорили. Если подставить все эти сведения в сказку, то получается вот что: "Жили-были мужчина и женщина - наши далекие давно умершие предки. И был у них в распоряжении идеальный мир. В результате случайного воздействия, не предусмотренного изначальной конструкцией, они этого идеального мира лишились. И пришлось с той поры нашим предкам пользоваться миром реальным." Ничего не напоминает?
fintraining
21 янв, 2016 09:21 (UTC)
А если я завтра где-нибудь опубликую версию о том, что в основе сюжета сказки "Курочка Ряба" лежит отмена золотого стандарта, а мышка символизирует банкиров из ФРС, лишивших человечество устойчивых валют, то я послезавтра смогу дать ссылку на эту версию в Википедии?

Не вижу, чем эта версия менее "научна", чем Ваша и другие версии упомянутых в статье персонажей. :)




(без темы) - grig_siren - 21 янв, 2016 09:27 (UTC) - Развернуть
( 38 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner