?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Две стадии обучения

В своей жизни человек проходит две стадии обучения.

Впрочем, нет, не так...

Жизнь многих людей состоит из двух стадий обучения. Но далеко не всех. Многие застревают на первой стадии и дальше не проходят. И таких, пожалуй, большинство.

Вот первую стадию обучения проходят все. Это стадия, на которой «пустой» человеческий мозг заполняется знаниями. Детский сад, школа, ВУЗ...

Знания, получаемые на этой стадии, как правило, воспринимаются людьми некритично. Раз взрослые учителя так сказали, значит, так оно и есть. На то они и учителя. То, что взрослые учителя могут обладать совершенно неадекватными знаниями, на этой стадии редко приходит в голову. Идет первичное накопление знаний. «Пустой лист» в голове человека наполняется знаниями и схемами. Так формируется базовая картина мира.

На этой стадии - это, наверное, нормально. Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.

(Хотя мне и доводилось слышать, что школы «для детей элиты» дают несколько другое образование, я, к сожалению, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это. На момент базового обучения я в элиту не входил, обучался в совершенно рядовой советской школе)

Однако, проблема состоит в том, что в реальности очень многие знания, получаемые в тот период первой стадии обучения, являются неадекватными.

И, пожалуй, главный секрет успеха вашего образовании, после того, как формальное образование закончилось, состоит в том, чтобы это понять.

И на второй стадии обучения начать стремиться уже не к новым знаниям, а к ИСПРАВЛЕНИЮ уже имеющихся в вашей голове знаний на более адекватные.


Секрет обучения второй стадии, после того, как первая стадия завершена, состоит в том, чтобы настойчиво искать, обращать внимание на то, что вашей текущей картине мира НЕ соответствует.

И не отмахиваться от этих нестыковок в стиле «а, ерунда, я же знаю, что это не так!», а, наоборот, именно на этих нестыковках фиксировать свое внимание, заставлять себя разбираться в них.

(Как верно заметил Ежи Лец, "В жизни все не так, как на самом деле". :))

Далеко не всегда в непривычных фактах, сведениях и концепциях вы будете обнаруживать истину. Часто там будет оказываться дурь, шиза, бред, бестолковщина. Но часто именно там будут обнаруживаться те инсайты, которые будут продвигать вас вперед.

Собственно, а больше им быть и негде. Других вариантов усовершенствовать свои знания на этой стадии уже нет. Просто набор «новых знаний» уже не приводит к переводу их количества в качество.

Вторая стадия обучения – это уже не набор новых знаний. Это избавление от уже имеющихся неадекватных знаний, схем и шаблонов, и замена их на адекватные.

Это другой процесс. Совершенно отличный по сути от того, к чему вы привыкли в школе.

Поэтому, когда вы сталкиваетесь с чем-то, что сходу совершенно не вписывается в вашу картину мира, противоречит ей, разрывает шаблон, не спешите это сходу отметать.

Задумайтесь.

Заставьте себя задуматься.

Если вы уже вышли из возраста первичного обучения, то только таким путем вы можете продолжить ваше развитие.

(P.S.
Написано после обнаружения забавной реакции некоторых товарищей на утверждение о том, что сбережения вредны для вашего финансового благополучия.

Тяжело сбрасывать кожу рвать шаблон... :))

P.P.S.
А когда поймете, что именно здесь лежит путь к дальнейшему реальному образованию, начинайте целенаправленно искать те утверждения, с которыми вы внутренне не согласны.

Поначалу это еще сложнее.

Но когда втянетесь, тогда начнете получать от этого процесса удовольствие.

(Ну, конечно, если вкус к получению знаний еще остался)

Успеха на этом нелегком пути!

P.P.P.S.
И еще цитатка в тему:

"Большинство моих открытий были результатами ошибок. Вы открываете то, что есть, когда избавляетесь от того, чего нет".
Ричард Бакминстер Фуллер

(из новой книжки Кийосаки "Второй шанс")







Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

17 - 18 ноябряСергей Наумов, "Как инвестировать в ETF в России и за рубежом"
24 - 25 ноябряСергей Спирин, "Инвестиционные фонды"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 12 комментариев — комментировать )
(Удалённый комментарий)
fintraining
8 ноя, 2015 14:37 (UTC)
Судя по Вашем комментарию у меня большие сомнения в том, что Вы поняли, о чем был этот пост.

Для меня что школьное образование, что ВУЗовское, на котором Вы "отдыхали" (да и я, в общем-то, тоже, только предмета для гордости в этом не вижу) - это все "обучение первого типа". Настоящее обучение начинается позже и выглядит по-другому.

Если Вы, конечно, понимаете, о чем я.
puh1982
8 ноя, 2015 16:20 (UTC)
А у нас в институте (физтех) на 1 курсе был набор специальных мероприятий по сбиванию спеси с выпускников "элитных" физматшкол. После этих мероприятий понты как рукой снимало и они отдыхать переставали.

По теме: наиболее важный результат первой стадии обучения - не знания (знания устаревают и, как верно замечено, могут быть заведомо неверными), а умение учиться и находить знания.
(Анонимно)
8 ноя, 2015 15:05 (UTC)
Вторым кругом в советское время были разнообразные курсы повышения квалификации. Т.о. работодатель избавлялся от несоответствия полученных знаний конкретным требованиям конкретного производства.
И вот, только пройдя этот круг (или его часть), человек наконец-то понимает, что потребность в знаниях должна созреть. Человек сам начинает искать те знания, которые ему требуются. И, соответственно, вырабатывает иммунитет к навязываемым извне разнообразным курсам (типа поучись,- станешь умнее).
fintraining
8 ноя, 2015 15:31 (UTC)
И опять-таки, я не об этом.

В ВУЗе всем в первую очередь говорят: "забудьте, чему вас учили в школе". А на первом рабочем месте говорят "забудьте, чему вас учили в ВУЗе".

И начинают учить заново.

Но суть обучения при этом не меняется.

"Второй тип обучения" начинается, когда вы начинаете учиться самостоятельно, обращая внимание на противоречия в окружающей действительности.

А "повышение квалификации" - это, как правило, продолжение обучения в той же самой парадигме "первой стадии обучения".
(Анонимно)
8 ноя, 2015 15:19 (UTC)
Сергей опубликовал мысль, до которой, на самом деле, невероятно сложно дойти.
Не знаю, какой случай позволил мне осознать это в двадцать лет, а не в сорок или позже, но этому случаю я определённо благодарен (возможно, волевое решение бросить университет ради карьерного роста).
К сожалению, большинство людей вокруг доживают до седин, не открыв для себя вторую стадию.
Это грустно.
Хотя, на мой взгляд, люди, открывшие для себя вторую стадию, до старости в привычном понимании и не доживают.
Потому что них нет старости :)
old_hippi_buba
8 ноя, 2015 15:41 (UTC)
Точно, вот у меня был дружок в детстве, очень любил клеем "моментом" дышать, а потом как-то прочитал в какой-то книге психиатрической, что токсикомания жутко влияет на мозг, что он теперь не сможем стать нормальными и всякое такое.И ведь хватило ума осознать это. Он окончил институт, защитил диссертацию, работает в престижной фирме, семья, дети здоровые, а ведь кто бы мог подумать. Все думали не доживёт до 25.
kotbezkrbishbi
8 ноя, 2015 22:15 (UTC)
Комментарии отлично дополняют статью.
kirill_vlasoff
9 ноя, 2015 10:02 (UTC)
хорошо сказано.
но, к слову, достаточно часто альтернативные концепции из второй части не опровергают первую, а дополняют и расширяют. ну как геометрия Лобачевского вообще-то не отменила евклидову.
(Анонимно)
9 ноя, 2015 12:38 (UTC)
Вторая стадия образования
А я бы еще к характеристикам второй стадии добавил бы две вещи: 1. Образование второй стадии харакреризуется тем, что ты хочешь не отсидеть учебу не сдать экзамен, а понять как можно больше и конкретно знаешь для чего тебе это нужно (то есть есть мотивация). 2 ты делаешь обычно очень непопулярные в обществе поступки, у меня многие знакомые до сих пор думают что в фондовый рынок играют и сравнивают его с казино/МММ
(Анонимно)
9 ноя, 2015 18:22 (UTC)
)))
==Часто там будет оказываться дурь, шиза, бред, бестолковщина. ==

Сколько же раз Вы меня забанили именно с такой формулировкой))
fintraining
9 ноя, 2015 18:36 (UTC)
Re: )))
Вот тут есть один важный нюанс: умный человек сам выбирает, у кого ему учиться. :)

Разрыв шаблона может быть инсайтом, а может быть бредом городского сумасшедшего, коих в последнее время расплодилось немеряно. Встречается и то, и другое. Второе чаще.

Есть люди, к которым я сам регулярно хожу на их ресурсы за инсайтами. Однако, думаю, что вы в их число не входите.

Вот когда я ваш журнал буду посещать в поисках инсайтов и разрывов шаблона, а не вы будете лезть ко мне с вашими бреднями, тогда продолжим разговор. И, возможно, я начну учиться у вас. Но не раньше. Непрошенные учителя, услуги которых я не заказывал, меня не интересуют.

( 12 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner