?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Практика и теория

Автор: Олег Клоченок
3 июня 2015 г.
Источник: «вОкруг да ОкОлО»

Вчера получил замечательный комментарий к прошлому посту про психологические проблемы. Там вообще переписка в комментах получилась много интереснее самой публикации.

Вот что Анатолий пишет:

    Олег, вот есть практика а есть теория. Теоретически вы правы начав с 20 лет откладывать и инвестировать к 80 можно стать состоятельным «кротом» :))) Но практически таких людей нет. Я не знаю ни одного человека который преуспел таким образом, хотя как то слышал про бомжа у которого после смерти в матрасе были найдены накопленные им миллионы долларов. С другой стороны у меня много примеров людей которые напором, прорывом и риском сформировали себе капитал. Уверен есть периоды у каждого мужика когда не просто можно а нужно рисковать что бы преуспеть и такие возможности у каждого открываются помногу раз скажем лет этак до сорока. Неужели вы этого не видите, неужели ваш жизненный путь об этом вам не говорит??? Монотонно это скажем после сорока когда «добыл» уже капитал, когда не потерять а сохранить, когда консервативно, когда есть что терять. Рекомендую для проверки найти 80 летнего мужичка и спросить нужен ли ему 1 млрд тугриков и вы услышите что уже нет и что отдаст он его наверное любимой внучке или внуку…

Полагаю, что эта точка зрения очень распространена. И полагаю, что именно она виновница массовой бедности в наше сытое время. Я сам так думал «в молодости», то есть где-то до 35 лет. Более того, эта точка зрения полагается частью «предпринимательского духа». Напор, рывок, прорыв, риск — знакомый по деловым журналам и мальчишеским разговорам лексикон.

Мне всего 46 в настоящий момент. До 35 я был совершенно уверен, что богатство приходит силою «рывка», воли и удачи… Что жизнь, конечно, преподнесет не один раз счастливый случай, каждый из которых способен дать в руки капитал и полностью переменить мои обстоятельства. Ну, а уныло копить — дело неудачников, жлобов и тупиц, которые и в 70 лет, отказывая себе во всем молодом и задорном, будут чахнуть над златом в матрасе. А зачем в 70-80 человеку деньги? Ведь женщины ему уже не нужны, понты его смешны, да и вообще в этом возрасте жизни нет… Тут та же история, как с 16-тилетними, которые искренне полагают, что после 30-ти жизни нет… Но за 46 лет я видел много житейских историй и парочкой из них могу здесь поделиться.

Раз мы начали с бомжей с золотыми матрасами, вот вам про бомжей. В конце прошлого века и начале нашего, я снимал двушку на проспекте Мира (Москва), почти у самого Рижского рынка, напротив офиса БКС. Не знаю, есть ли сейчас там офис БКС… Работа же моя включала в себя, помимо собственно работы, ежедневные две-три встречи с разными людьми в ресторанчиках вокруг Кремля, в том числе в бывшем Интуристе, сейчас там Ритц-Карлтон, говорят. И на проспекте Мира и у Интуриста обитали свои бомжи. Я, юноша воспитанный на русской классической литературе, конечно, не мог не иметь интереса к «деклассированным элементам». Ибо, что цыгане у Достоевского — то бомжи в наше время.


Так вот — в офис БКС каждую неделю (или почти каждую неделю) заходил один и тот же оборванный тип с ворохом грязных газет в кармане потрепанного пиджака. Он приносил на свой счет то 100 рублей, то 1000, сущие копейки по моим тогдашним представлениям. Он был не прибандитским бомжом, так сказать, вольным стрелком в толпе у Олимпийского. Вряд ли он, шугаясь бизнес-бомжей, делал большие деньги. Но он не верил в удачу, читал старые Ведомости (или что тогда писало котировки) и приходил в офис БКС с заказом купить ему то ту, то другую акцию. Те, кто это наблюдал — смеялись над бедолагой, и история начала ходить из уст в уста. Я же был очень умным и продвинутым высокооплачиваемым идиотом, который считал, что с суммой меньше 20-30 тысяч долларов в инвестициях делать нечего — и тоже посмеивался. А мужик ходил раз в неделю как заведенный. С найденной и выторгованной мелочью.

У Интуриста сидел другой крендель. Этот знал, что почем. Он верил в удачу, был храбр, умен и ловок. Я любил по понедельникам перекинуться с ним парой слов за жизнь… Он самостоятельно договорился с местной братвой, с охраной Интуриста и милицией. Жил в самодельном сарайчике прямо во дворе гостиницы. И имел с тупых интуристов по штуке, а то и две вечнозеленых в неделю чистой прибыли… И Б-г очевидно сидел прямо напротив нашего героя и улыбался ему. В сарайчике постепенно появился шкаф с одеждой, газовый баллон и плита, у парня развивался бизнес на кредитах. В свой день рождения наш герой нанял бригаду бродячих кавказских рестораторов, небольшой самодеятельный оркестр, арендовал столики и пригласил гостей. После шумной вечеринки, о которой судачило пол Тверской, с мордобоем и пожаром, бизнес пришлось оставить, а самому на время спрятаться. Не то, чтобы это был последний бизнес на жизненном пути, моему знакомому еще пара раз улыбалась удача. Но с той же легкостью и отворачивалась. Он лет 10 назад погиб, если мне не соврали.

А парень с проспекта Мира лет пять назад купил квартиру где-то во дворах этого проспекта — больше о нем я ничего не знаю. Видел с тех пор пару раз в достаточно приличных местах, но что он и как теперь — не знаю. Вообще, я думаю, что зря люди полагают, что мало кто идет путем накоплений. Я вам так скажу. Есть не очень умные люди, вроде меня, и о них вы знаете, что они что-то делают немудреное с ценными бумагами. А об умных никто ничего не знает. Их много. Один я знаю несколько десятков совершенно непубличных людей, хорошо живущих на умело вложенный капитал. Такие были и при СССР, тем более их много теперь. А на виду обычно оказываются люди героической судьбы — им это надо, чтобы на больницу была возможность собрать, я так думаю…

И вернемся к основному вопросу комментария. О чем мне говорит мой жизненный путь?… Господи, о чем он только не говорит, но это все больше вещи нелицеприятные.

Ну во первых, мой жизненный путь мне говорит, что человек с возрастом меняется совсем не в ту сторону, которую он ожидает для себя в 20 или в 30 лет. Да, тело стареет, но и умнеет, а ум по прежнему «видит» себя вне возраста. Поверьте, в 50 лет вы будет иметь те же потребности что и в 20, если не поумнеете — а то и много большие. И потребности умных 50-тилетних не отличаются от потребностей умных 20-тилетних… Более того, после сорока потребности обычно расширяются (люди редко бывают умны в 20). В 40 лет нужно вести более подвижный, более наполненный образ жизни, чтобы просто хорошо себя чувствовать. И часто, к сожалению, уже нужна медицина. Поэтому мне искренне жаль спортсменов и деятелей искусства, им просто некуда ускоряться после сорока, и они с молодости нуждаются в медиках. Ускорение часто требует средств. Места, где приятно много гулять, дороги. Театры, концертные залы, тишина, комфорт и чистый воздух так же не дешевеют.

Ну а о необходимых расходах в 100 лет лучше спросите Дэвида Рокфеллера. Ему недавно в шестой раз пересадили сердце и в третий раз почку — он вам квалифицированно объяснит зачем в старости нужны деньги. Про бедолаг, умерших с матрасом набитым деньгами — это истории про глупость размером с жадность, это истории про психические болезни, чтоб здоровые бедные не грустили. Не стоит эти истории держать в голове, они ничему хорошему не учат, хоть и утешают дураков. Я никогда не писал о таком, и никому такого не желал. Деньги, что Баффета, что Рокфеллера — не в матрасе, и живут психически здоровые богачи не на помойке.

А если кто-то наивно полагает, что в 30 лет жить хочется больше, чем в 80, то я посмею напомнить, что совершеннолетия мужчина достигает только в 42 года, а нервная система вместе с мозгом, если ее не убивать в молодости, имеет шанс полноценно сформироваться только к 72. По моему личному опыту могу сказать, что год от года я получаю все большее удовольствие от жизни. Но имея некоторое количество приятелей которым сильно за 75, уже догадываюсь, что полный комплект радости доступен только индивидам с полноценно сформированной нервной системой :). Конечно, долголетие во многом плод удачи и воля тех сил, которые много могущественнее наших желаний. Но если удача вам улыбнется и вы еще поживете с десяток пятилеток, будет очень обидно тратить это время на борьбу за простые жизненные удобства. Ибо время, когда человек, наконец, хоть что то понимает про жизнь и, наконец, научился звлекать из всякого мгновения радость — драгоценно.

Во вторых, мой жизненный путь говорит мне, что настоящая удача случается с теми кто ее не ищет и в ней не нуждается. Настоящая удача, как красивая молодая женщина — она боится тех кто ее громко зовет и льнет к тем, кому до нее нет никакого дела. Все желания исполняются в жизни. Но часто не так, как они понимаются поверхностным умом, но так, как они в глубине желаются. В смысле: копите и накопится, инвестируйте и получите дивиденды с купонами, ищите удачу и будете и дальше искать удачу. Ибо в словосочетании «искать удачу» главное слово, глубокое слово — «искать».

Мы воспитываемся романтиками, такова наша культура. Искать нам милее, чем пользоваться найденным. Помните смешное — «бороться и искать, найти и перепрятать»? Так вот, мой опыт говорит мне: не борись и не ищи, не будь дураком, все уже здесь. Там где ты находишься во всех смыслах — все есть. Надо просто суметь разглядеть и этим всем воспользоваться — тогда и удача будет под рукой, урчать и тереться о правый ботинок.

Так что я остаюсь при своем: копи, инвестируй с умом, не спеши никуда и ничего не бойся. Люби и цени жизнь, свою и чужую. Никогда не ставь деньги выше жизни, но и никогда не путай желания с жизнью, не ставь желания выше денег — они равны друг другу. Сохранять капитал надо пока его копишь, ибо и 1000 рублей — капитал в умных руках. Такого положения, чтобы накопил на все что надо, никогда не будет. Ибо что необходимо, у нас у всех и так уже есть с избытком пока мы живы и здоровы. А копим мы на то, что надо будет, а что будет — никто не знает.







Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:


06 - 07 июняОлег Клоченок, "Четыре стратегии долгосрочного инвестирования"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 30 комментариев — комментировать )
deathtiny
3 июн, 2015 09:06 (UTC)
>не спеши никуда

эх, если бы еще технологии продления жизни так же продвигались и были доступны среднему бережливому "консервативному инвестору"...
вот бы тогда точно никуда не спешить... столетия впереди, риск минимализирован, бережешь и себя, и капитал ,и здоровье...
но, пока отсюда ничего не видно обнадеживающего... -( и даже многократные пересадки органов у Рокфеллера - скорее, акт отчаяния, чем стратегия сверхдолгожительства -((
fintraining
3 июн, 2015 09:10 (UTC)
Тут надо понимать, что при увеличении сроков жизни неизбежно увеличатся и сроки инвестиций. Чудес-то не бывает, математику никто не отменял. Если хотите дольше жить на пенсии, то придется дольше на эту пенсию копить.
(без темы) - deathtiny - 3 июн, 2015 09:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 3 июн, 2015 09:25 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
3 июн, 2015 09:21 (UTC)
немного дополнительной информации для лучшего понима
Немогли бы вы добавить в эту огромную бочку мёда информацию о средней продолжительности жизни для мужчин в России.
Мне почему-то кажется, что для подавляющего большинства вероятность дожить до 72 стремится к нулю. Так и помрут неполноценно сформированными.
fintraining
3 июн, 2015 09:28 (UTC)
Re: немного дополнительной информации для лучшего пони
А это, вообще-то взаимосвязанные вещи. Мрут раньше времени в том числе и по причине бедности и неудовлетворенности материальных потребностей. А кто обеспечил себе старость, у тех и продолжительность жизни в среднем дольше.
vitard
3 июн, 2015 09:58 (UTC)
Да, все примерно так. Типичный пример у меня перед глазами. В рамках личного бизнеса обслуживаю я сейчас один объект, который последние полгода приносит хозяину все меньше и меньше доходов. А еще год назад человек имел как минимум по полляма в месяц, которые, с моей точки зрения потратил на всякий мусор - несколько машин, несколько гаражей, мотоциклы, квадрики и куча еще всякой мелочевки. Теперь-же мечется - ищет - с чего еще можно денег срубить, так как падение доходов примерно раз в пять. Соответственно, накоплений немного, инвестиций вообще нет, а жить привык с размахом.
Maxim Kramarenko
3 июн, 2015 11:31 (UTC)
Мне кажется, что выбор "копить или кутить" несколько искусственный.

Я никогда не занимался вещами вроде "откладывать 10% от получаемых денег", просто старался избегать неразумных (глупых) расходов. В итоге процент сбережений в последние годы колеблется от 0 до 70% от доходов, со средним значением в процентов 30-40%.

Когда доходы падают или расходы естественным образом вырастают - тут очень сложно даже 10% отложить. Когда же какой-то проект (условно, ремонт) заканчивается - норма сбережений автоматически вырастает, а чтоб сберегать 10% пришлось бы усиленно думать на что спустить "лишнее".

Знакомые в разговорах периодически спрашивают, занимаюсь ли я "все так же" инвестициями. Конечно занимаюсь, а что еще с деньгами делать ? Ведь отказ от инвестирования автоматически означает необходимость тратить. Да, спустить деньги на ненужную машину или очередную квартиру просто (причем квартиры свою цену более-менее держат и "спустить" тут не очень подходит), но умные расходы далеко не такие масштабные, потратить быстро и много просто не получится и инвестировать придется.

Т.е. между "рисковать и преуспеть" и "копить" нет принципиального противоречия: после успешного рискования и преуспевания появляются "лишние" деньги, которым самая дорога в инвестиционный портфель.
Maxim Kramarenko
3 июн, 2015 12:04 (UTC)
У кого-то из зарубежных авторов читал про т.н. "принцип штанги". Идея в том, что есть 2 источника дохода: бизнес/работа и инвестиции (символизируют "блины" штанги слева и справа). Чтоб держать штангу ровно нужно чтоб эти источники как-то уравновешивались: т.е. бизнесу хорошо - переводим лишние деньги в инвест. портфель, инвестиции сильно выросли - вкладываем в бизнес. Также предполагается использование одного источника для затыкания дыр в другом.

Тоже в каком-то роде ребалансирование получается :)
verbitsky
4 июн, 2015 06:15 (UTC)
эту у Талеба в "Антихрупкости"
Николай Лычко
3 июн, 2015 14:51 (UTC)
Очень хочется верить, что Вы правы :)
Сейчас мне 25, откладываю, инвестирую, не пью, не курю, занимаюсь спортом, учусь, посещаю вебинары Спирина :D...
Очень надеюсь что Вы правы и я не зря я занимаюсь сейчас этими скучными и занудными вещами, надеюсь что они принесут свои дивиденды годам к 50
(Анонимно)
3 июн, 2015 18:59 (UTC)
Среднестатистический российский индивидуум, появись у него внезапно деньги, скорее купит новую тачку, чем вложится в акции. Ну с этим видно ничего уже не сделать - это выбор человека. Как говорил как-то Сергей, доходы тех, кто инвестирует - это расходы тех, кто не инвестирует )
Maxim Kramarenko
4 июн, 2015 10:24 (UTC)
Тут еще проблема такая, что если человек мало общается с соотечественниками (скажем, бизнес в интернете), то воздержаться от покупки новой тачки легко, да и вообще непонятно зачем она нужна.

Но в быту привычка оценивать окружающих по машине распространена, владелец более престижной машины вполне может позволить вести себя нагло и высокомерно. С точки зрения человека со старенькой иномаркой и инвест. портфелем (который не виден, но которого хватит на N таких иномарок) подобное поведением будет просто вопить о неадекватности и конфликт весьма возможен. Ну и со временем возникает вопрос - продолжать отбиваться от неадекватов или просто купить машину поприличнее :)

Читал как-то, что социально-бытовые конфликты часто возникают когда человек и окружающие оценивают его по-разному. Например, человек считает что он "крут" т.к. у него есть много акций или образование хорошее, а окружающие считают что он не очень крут т.к. машина плохая или национальность не престижная. В общем "забить на понты и покупать акции" может быть довольно конфликтогенной стратегией и не все это могут себе позволить.
vladimir_kozh
3 июн, 2015 19:58 (UTC)
Присоединяюсь
Очень правильные слова, сам бы так не написал. И про взросление и любовь к жизни.
st_trader
4 июн, 2015 11:36 (UTC)
Будет свободная минутка, перечитайте труды классиков этологии. Это наука, которая изучает человека не как нечто особое, а как обычный вид животных.

Так вот, термины "риск, прорыв, надрыв" это особенности альфа самцов. Они берут вражеские командные пункты, по стахановский ставят рекорды в забое, выше всех вылазят на баррикадах революции.
Но современный мир, уже не столь агрессивный и их качества мало востребован. В результате, те редкие что добиваются успеха, обязательно купят бентли и поставят на газоне возле дет сада, что бы все заметили. Те у кого не сложилось, повально пьют и спят в переходах, что бы тоже быть на виду.
Сейчас на первый план выходят омеги, инертные, но рассудительный. Если они не изменяют этим принципам, и им посчасливилось прожить долгую жизнь, им в 70 лучше чем многим альфам в 30.

Беда омег в том, что СМИ навязывают путь успеха именно альфы - резвого, активного, идущего на само пожертвование ради великой цели. Сугубо по статистке, среди топ-100 самых богатых большинство альфы. И люди типа Баффета там редкость. Он интересен только как один из богатейших, а было бы у него состояние 1 мрлд он нем бы не писали СМИ.
Думаю в топ-10 000 000 людей на земле большество (по численности) принадлежит омегам.

Те же этологи склоняются, что у людей на одну альфу приходится 3-4 омеги.
1pragmatist
6 июн, 2015 04:53 (UTC)
Заговорили про этологию и правильно.Тема раскрыта плохо.
Биология человека и врождённые качества имеют большой вес. Пытаюсь осмыслить для себя "Почему многим людям трудно управлять личными финансами?" http://1pragmatist.livejournal.com/434562.html
Финансовой грамотности может быть избыток, а человек будет действовать вопреки всем этим знаниям )
fintraining
6 июн, 2015 05:03 (UTC)
Рекомендую тему для следующего поста: "Почему плохим танцорам мешают... физиологические особенности".

(без темы) - 1pragmatist - 6 июн, 2015 05:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 6 июн, 2015 06:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 1pragmatist - 6 июн, 2015 06:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 6 июн, 2015 07:03 (UTC) - Развернуть
m_w_f
11 июн, 2015 11:43 (UTC)
Два вопроса:
1. Где можно прочитать вашу биографию?
2. Правильно ли понимаю, что занимаетесь инвестициями около 10 лет? Т.е. до этого в трюме было пусто?
fintraining
11 июн, 2015 12:24 (UTC)
Читайте внимательнее, в начале статьи указан автор и ссылка на его сайт.
(без темы) - m_w_f - 11 июн, 2015 12:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 11 июн, 2015 12:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - m_w_f - 11 июн, 2015 13:23 (UTC) - Развернуть
( 30 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner