Для тех, кто не в курсе: речь идет про модельный портфель, описанный мною в 2010 году в статье «Портфель лежебоки,
или как за 12 лет увеличить капитал в 118 раз».
Еще на начало декабря ничто не предвещало больших неприятностей, и я был уверен, что Лежебока легко и с большим запасом обгонит российскую инфляцию. Однако по итогам 2014 года результаты работы ПИФов Сбербанка оказались удручающими.
Причем не российского рынка, а именно ПИФов Сбербанка. Судите сами.
За 2014 г.:
Индекс ММВБ акции: -7,1%.
Фонд акций «Добрыня Никитич»: -19,6% (!)
Индекс ММВБ корпоративные облигации: -1,4%.
Фонд облигаций «Илья Муромец»: -21,4% (!)
В 2014 году рублевые цены на золото показали рост +70,1%, что должно было вывести «Портфель лежебоки» в хороший плюс, в том числе и относительно российской инфляции. Однако, работа управляющих Сбербанка привела к тому, что портфель, состоящий из ПИФов Сбербанка и золота (далее - «Лежебока – Сбербанк») в 2014 году показал доходность всего +9,7%.
При этом аналогичный портфель, рассчитанный по данным биржевых индексов (далее - «Лежебока – Индексный») показал бы доходность более чем в два раза выше: +20,5%.
Те, кто проходил обучение на пятидневных вебинарах «Формирование инвестиционного портфеля», знают, что портфельные инвестиции ориентированы, в первую очередь, на использование индексных фондов (а не активно управляемых фондов, к числу которых принадлежат и «Добрыня Никитич» и «Илья Муромец»).
Я ради интереса посмотрел результаты российских индексных ПИФов акций за 2014 год. Большинство индексных фондов показали результаты лучше индекса ММВБ (что не удивительно, поскольку они, в отличие от индекса ММВБ, еще и дивиденды получают). И все 100% российских индексных ПИФов (а их у нас к 2015 г. осталось 23 штуки) показали доходность лучше «Добрыни».
И в исходной статье, и позже в блоге и на вебинарах, я неоднократно предупреждал, что копировать «Портфель лежебоки» без должного понимания принципов работы портфельных инвестиций не нужно, а нужно проходить полноценное обучение. Кто послушал – тот молодец. Кто не послушал, и решил скопировать «Лежебоку», взяв за основу ПИФы Сбербанка – тот сам себе злобный Буратино.
Я предупреждал. Смотрите последний абзац исходной статьи.
Почему же я сам взял для расчета «Портфеля Лежебоки» фонды Сбербанка (в то время еще «Тройки-Диалог»), а не индексы, и не индексные ПИФы?
Да потому, что мне было важно проанализировать данные за более долгосрочный исторический период, в т.ч. за годы, когда индекса облигаций еще вообще не существовало. ПИФы «Тройки» ведут свою историю с 1997 г., тогда как индекс «ММВБ – корпоративные облигации» рассчитывается лишь с 1 января 2003 г. Первые индексные ПИФы акций в России также появились лишь в 2004-м году. Индексных ПИФов облигаций в России, к сожалению, нет до сих пор.
Вот поэтому я и взял для расчета данные по ПИФам тогдашней «Тройки-Диалог», ныне Сбербанка.
* * *
Теперь несколько слов о том, почему ПИФы Сбербанка так сильно проиграли рынку. Я не являюсь инсайдером по отношению к Сбербанку, поэтому правильный ответ: «Я не знаю». Но предполагать могу. И вижу две возможных гипотезы – «пессимистичную» и «оптимистичную».
«Пессимистичная» гипотеза, очевидно, сводится к тому, что после покупки «Тройки-Диалог» Сбербанком фондами управляют раздолбаи, которые сливают деньги рынку. Еще более пессимистичные гипотезы (вроде гипотез про сознательный слив) рассматривать не буду, ибо фактов не имею.
Как ни странно, возможна и «оптимистичная» гипотеза, которая основывается на предположении, что Сбербанк в попытке переиграть рынок использует стратегии, ориентированные на рост рынка. Такие стратегии обычно оказываются хуже рынка на фазе падения и лучше рынка на фазе роста. Например, фонды ориентируются на тщательно отобранные бумаги второго эшелона, в бизнесе которых управляющие уверены.
В принципе, при пристальном изучении прошлых результатов работы ПИФов Сбербанка «оптимистичная» гипотеза не выглядит столь уж невероятной. Например, аналогичная ситуация наблюдалась в 2008 – 2009 гг. – на кризисе и выходе из него. «Добрыня» и «Илья» тогда сильно проиграли индексам в 2008-м, однако восстановили утраченное в 2009-м, показав результаты намного лучше рынка.
За 2008 г.:
Индекс ММВБ акции: -67,2%.
Фонд акций «Добрыня Никитич»: - 71,0%
Индекс ММВБ корпоративные облигации: -11,7%.
Фонд облигаций «Илья Муромец»: -29,5%
За 2009 г.:
Индекс ММВБ акции: +121,1%.
Фонд акций «Добрыня Никитич»: +137,8%
Индекс ММВБ корпоративные облигации: +23,7%.
Фонд облигаций «Илья Муромец»: +61,2%
Так что, возможно, держателям паев фондов Сбербанка не стоит бросаться выводить деньги, а имеет смысл дать управляющим шанс исправить ситуацию.
Какая гипотеза верна – «пессимистичная» или «оптимистичная» - я не знаю. Гадайте сами.
Я же лишний раз напишу, что портфельные инвестиции предполагают ориентацию на индексные (а не активно управляемые) стратегии. Будем считать произошедшее хорошим уроком тем, кто эту мысль не до конца понимал.
* * *
Ради интереса сравнил результаты портфелей «Лежебока – Сбербанк» и «Лежебока - Индексный» начиная с 2003 года (года, с которого начал рассчитываться «индекс ММВБ корпоративные облигации»).
За 12 лет (2003 – 2014 гг.) доходность портфеля «Лежебока – Сбербанк» - 14,4% годовых, «Лежебока – Индексный» - 15,1% годовых. При этом всего год назад (2003 - 2013 гг., 11 лет) портфель «Лежебока – Сбербанк» чуть-чуть обгонял портфель «Лежебока – Индексный»: 14,8% против 14,7%.
К сожалению, теперь придется 20 января на предстоящем бесплатном вебинаре тратить время и приводить оба варианта расчета. Хотя, на мой взгляд, эта тема больше соответствует программе большого платного вебинара.
Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:
20 января – Сергей Спирин, «Инвестиции: итоги 2014, стратегии 2015»
27 января – Елена Красавина, «Мифология зарубежного инвестирования»
16 - 20 февраля – Сергей Спирин, «Формирование инвестиционного портфеля»
24 - 25 февраля – Сергей Спирин, «Личный инвестиционный план»
С 1 февраля 2015 г. стоимость дистанционных курсов ЦФО повышается
Другие мои ресурсы: ■ Facebook ■ ВКонтакте ■ Twitter ■ YouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы