?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Паразитский маркетинг

rybkaПолучил рассылку, выпущенную по итогам питерского семинара Левитаса, в которой приводятся его некоторые «маркетинговые советы».

Один из маркетинговых советов выглядит так (цитирую из рассылки дословно):

    «Владелец зоомагазина пригласил учеников окрестных школ на экскурсию по его магазину в рамках урока природоведения. В конце экскурсии каждый из детей получил подарок - живую золотую рыбку в полиэтиленовом пакете с водой и брошюру с информацией о том, как за этой рыбкой ухаживать. В результате родители многих из этих детей вынуждены были купить для рыбки аквариум, аэратор, водоросли, специальный корм и другие товары, совокупная стоимость которых в сотни раз превышала стоимость самой рыбки.»

С.С.:
Скажите, это только мне одному кажется, что это не маркетинг, а скотство и издевательство над животными, детьми и их родителями?

Попробуйте поставить себя на место родителей этого ребенка. Представьте себе, что такой фокус проделали с вами. Какие чувства и желания вызывает у вас такой «маркетинг»?

Лично у меня эта ситуация вызывает желание сделать продавцу что-нибудь нехорошее всеми доступными мне способами. От законных, вроде кляуз в природнадзор, СЭС, пожарную и налоговую инспекции и пикета партии «зеленых» у входа в магазин, до не самых законных, вроде разрисовывания магазина баллончиком с краской и закидывания тухлыми яйцами силами проплаченных местных гопников.

Потому что зло должно наказываться. Даже если формально оно не нарушает закона.

Аналогичные чувства у меня возникают по отношению к «маркетологу», который дает такие советы. Для меня это не «маркетинг», а скотство.

А вот Левитас, как видите, считает такие приемы нормальными и допустимыми, называя это «маркетингом».

Тогда нужно понимать, что любые маркетинговые приемы условно делятся на две части. Я их для себя называю следующими терминами:

  1. Партнерский маркетинг
  2. Паразитский маркетинг

Главное отличие этих подходов друг от друга в следующем:


Партнерский маркетинг ставит на первое место задачу удовлетворения интересов клиента, т.е. работает по принципу «win-win». В результате сделки и продавец и покупатель остаются довольны, причем не только в момент сделки, но и после ее окончания. Главный принцип партнерского маркетинга – изучение интересов клиентов для их наиболее полного удовлетворения. Другими словами, «Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента» (Питер Друкер).

В отличие от него, паразитский маркетинг ставит на первое место интересы продавца, которому нет нужды заботиться об интересах покупателя, а есть задача любыми способами впарить свой товар. В этом случае маркетинг и продажи превращаются в игру «win-lose», при которой прибыль продавца растет за счет продажи покупателю товаров, ценность и нужность которых для него сомнительна. В том числе путем давления, психологических манипуляций, приукрашивания действительности или даже прямого обмана.

Собственно, в работах отцов-основателей маркетинга вроде Питера Друкера или Филипа Котлера маркетингом изначально назывались именно подходы партнерского маркетинга. А для паразитского маркетинга, с моей точки зрения, правильнее было бы подобрать какое-нибудь другое слово: не «маркетинг», а, скажем, «впендюринг». Когда главное – это «больше денег от вашего бизнеса» любой ценой, а главный аргумент в пользу сомнительных маркетинговых фишек – «это тоже работает».

Ну да, это тоже работает. Можно раздавать бесплатно золотых рыбок, не думая о том, как их возможная гибель отразится на психике детей.

Только когда разъяренные родители придут бить стекла вашего магазина, задумайтесь, что это тоже может быть следствием применяемых вами "маркетинговых приемов".






Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

25 ноябряСергей Спирин, «Основы управления инвестиционными рисками»
1 - 5 декабряСергей Спирин, «Формирование инвестиционного портфеля»
9 - 10 декабряСергей Спирин, «Личный инвестиционный план»
20 декабряСергей Наумов, «Инвестирование в ETF через брокера»

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 81 комментарий — комментировать )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
vitard
18 ноя, 2014 07:34 (UTC)
Правильные родители, любящий животных и воспитывающие ребенка любить животных, пойдут вместе с рыбкой и ребенком к ближайшему водоему и дружно выпустят рыбку на волю :)
tschm
18 ноя, 2014 07:59 (UTC)
triple win strategy? :)
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tschm - 18 ноя, 2014 08:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 08:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 18 ноя, 2014 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 09:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 18 ноя, 2014 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 10:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - linia_o - 18 ноя, 2014 10:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akheront - 18 ноя, 2014 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 18 ноя, 2014 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fankulo - 18 ноя, 2014 09:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mititika - 18 ноя, 2014 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 18 ноя, 2014 08:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mititika - 18 ноя, 2014 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - virvelky - 18 ноя, 2014 11:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 18 ноя, 2014 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - virvelky - 18 ноя, 2014 19:11 (UTC) - Развернуть
tschm
18 ноя, 2014 07:57 (UTC)
У меня такое чувство, что сейчас весь маркетинг к паразитизму катится (с того самого момента, как качество уступило место частоте потребления), точно так же, как весь пиар черен. :(
tschm
18 ноя, 2014 08:03 (UTC)
"От законных, вроде кляуз в природнадзор, СЭС, пожарную и налоговую инспекции и пикета партии «зеленых» у входа в магазин, до не самых законных, вроде разрисовывания магазина баллончиком с краской и закидывания тухлыми яйцами силами проплаченных местных гопников" - не то плохо, что своя корова сдохла, плохо, что у соседа жива?
fintraining
18 ноя, 2014 08:11 (UTC)
Нет, где ж вы тут умудрились углядеть зависть к соседу?

Это "восстановление справедливости", но никак не в материальном смысле, а в смысле восстановления норм морали.

Если вы сдаете в полицию, скажем, продавца наркотиков или сутенера, то это ж никак не потому, что у них доходы высокие.


Edited at 2014-11-18 08:13 (UTC)
(без темы) - tschm - 19 ноя, 2014 07:13 (UTC) - Развернуть
melamory_me
18 ноя, 2014 08:18 (UTC)
Видимо, автор кейса домашних животных только на картинках видел.
fintraining
18 ноя, 2014 08:30 (UTC)
Перефразируя один известный анекдот про девочку в песочнице, он и людей-то как-то... не очень. :)

Edited at 2014-11-18 10:37 (UTC)
aazz
18 ноя, 2014 08:39 (UTC)
я вижу два нормальных варианта :

1) выпустить рыбку. и таки да, заодно и про естественный отбор рассказать. мир жесток, когда-то это все равно придется сказать.

2) отнести её обратно в магазин. ребенку конечно снова придется объяснять почему так поступили.

к обоим вариантам можно добавить вариант прийти к этому владельцу папам всех детей и популярно объяснить (без насилия), что так поступать нельзя.
Примерно как в том анекдоте: «Рядовой Иванов, разве вы не видите, что вашему товарищу капает на спину расплавленное олово?!»
fintraining
18 ноя, 2014 09:01 (UTC)
Вот кто бы это еще бизнес-тренеру популярно (без насилия) объяснил, а? ;)

Разумеется практически в любой ситуации существует цивилизованный выход без насилия, мата, и дополнительных материальных расходов. И в этой тоже. Но, @#$%^!, какого #$% из-за всяких @#$%fасов я должен тратить свои нервы и время на решение таких вопросов?



(без темы) - aazz - 18 ноя, 2014 09:08 (UTC) - Развернуть
alfasting
18 ноя, 2014 08:47 (UTC)
Этот тип маркетинга стар, как мир. Достаточно вспомнить кровососа Барби. Барби - 99,95$. "Шмурдяк" + жених для Барби - 9999,99$. ) -//- А ребенку в любом возрасте надо объяснять, к каким последствиям может привести то или иное "событие" в его жизни.
fintraining
18 ноя, 2014 08:56 (UTC)
Барби в этом смысле куда гуманнее. В случае с Барби хотя бы элемент шантажа отсутствует. Не возникает непоправимых последствий, если не купить Барби шмоток и жениха.

Edited at 2014-11-18 09:02 (UTC)
(без темы) - finansm - 18 ноя, 2014 09:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 10:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - detain - 18 ноя, 2014 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - finansm - 19 ноя, 2014 02:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - detain - 19 ноя, 2014 09:08 (UTC) - Развернуть
phoienix
18 ноя, 2014 09:21 (UTC)
Ну не все заботятся об экологии поведения, ну не все..

Только потом что-то удивляются, почему это среда, эм, мягко говоря, стала токсичной, кризис какой-то, и вообще, люди с недоверием смотрят, а то и хмуро, да ещё и послать могут прямо. Туда. Ага. Странно.

Удивляторы )))
prostonerealno
18 ноя, 2014 09:26 (UTC)
А еще вопрос учителю, с которым изначально велись переговоры об экскурсии. Экскурсия в магазин, пусть даже зоо, изначально подразумевает какой-то "продажный" смысл. В том плане, что там втюхивать так или иначе что-то будут... Или педагоги так наивны?
fintraining
18 ноя, 2014 09:37 (UTC)
Не знаю, в самой экскурсии я бы не заподозрил ничего плохого. В том, чтобы просто показать детям животных и даже сообщить, что кто хочет - может их купить, я не вижу негатива.

В самих продажах ничего плохого нет.

Манипуляции на чувстве вины - вот это гнусность.
(без темы) - Anton Kayumov - 18 ноя, 2014 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - phoienix - 18 ноя, 2014 10:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 10:31 (UTC) - Развернуть
Hyugo Martingeyl
18 ноя, 2014 09:30 (UTC)
Принуждающий маркетинг
....Он сейчас весь такой. Люди не покупают, то что им не нужно, значит их нужно к этому принудить, любым способом.
Моя супруга испытала на себе такой подход. Пригласили её в салон. Типа " у нас сегодня акция - бесплатная обработка лица"))) Только никто не сказал, что бесплатно обрабатывать будут только ПОЛОВИНУ лица!)))За вторую половину лица нужно доплатить)))
fintraining
18 ноя, 2014 10:29 (UTC)
Re: Принуждающий маркетинг
Вот это я и называю "паразитским маркетингом".

Еще в более яркой форме это у египтян - бесплатно посадить на верблюда, и затем вымогать денег за то, чтобы снять с верблюда.
wingscoach
18 ноя, 2014 10:37 (UTC)
"Партизанский" маркетинг и "паразитский" даже звучат похоже.))
fintraining
18 ноя, 2014 10:44 (UTC)
И это не случайно! :)
linia_o
18 ноя, 2014 10:43 (UTC)
Свинство! Отпустить рыбку = отнять подарок у ребенка, вернуть - тоже, особенно если другим детям рыбок оставят.
И даже если бы я решила, что фиг с ним, оставлю рыбку - аквариум и прочее я бы точно купила в другом магазине. Из принципа. И ребенку бы сказала, что тот магазин - плохой. И антирекламу во всех местных сообществах сделала. И, может, еще как-то постаралась отомстить ))) Потому что ну реально же - свинство!

Edited at 2014-11-18 10:49 (UTC)
sfedorov63
18 ноя, 2014 10:59 (UTC)
Немного оффтоп, но про зоомагазин.
Немного оффтоп, но про зоомагазин.

У меня брат работал бортпроводником, рассказывал, что попугайчиков и канареек привозят к нам самолетом в багажном отделении рейсом откуда-то из ближнего зарубежья. В багажном отделении холодно в полете, поэтому долетают мягко говоря не все, а иногда и меньше половины.

Поэтому при покупке попугайчика знайте, что это герой, прошедший нелегкий путь.

Этичность зообизнеса под вопросом, получается
max_t
18 ноя, 2014 11:45 (UTC)
вступлюсь за продавца и за прием.

во-первых, _любая_ продажа, как разновидность человеческих взаимоотношений, происходит с использованием манипулятивных приемов. "Толстость" этих приемов бывает разной, не исключено, что этот случай, механизм которого представлен как грубая манипуляция родителями через ребенка, обставлен тонко и грамотно и все, включая рыбок, детей и взрослых счастливы состоявшейся сделке.
Во-вторых, ни одного ребенка не пострадало - они получили удовольствие от экскурсии, подарка, а кто-то и урок на будущее. А родитель сам может разобраться с такой незначительной проблемой как рыбка - купить аквариум, вернуть, подарить соседу. Если взрослый не может справится с собой и пойдет бить стекла в магазин... даже не знаю...
В-третьих, все в мире находится в равновесии - сегодня продавец втюхал аквариум, завтра гаишник папа ученика "оштрафовал" его на дороге, послезавтра стоматолог мама другого ученика вылечила втридорога этому гаишнику зуб, чтобы пойти купить корма для своей рыбки. И так по кругу.
linia_o
18 ноя, 2014 12:24 (UTC)
Ну, следуя вашей логике, тогда нет ничего страшного, если я побью ему стекла (или вам, например) - мне же все вернется? Вы уверены, что встав утром и обнаружив свою машину с разбитыми стеклами, утешитесь этой мыслью?
Если кто-то позовет вашего ребенка, дать ему погладить котенка, а потом на его глазах котенку разбить головку кирпичом (ну да, выглядит чуть менее гуманно, чем убить рыбку, выпустив в водоем, а по сути то же убийство) - вы уверены, что будете благодарны за такой "урок" ?
(без темы) - max_t - 18 ноя, 2014 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - linia_o - 18 ноя, 2014 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kozh8 - 18 ноя, 2014 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 ноя, 2014 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - max_t - 18 ноя, 2014 16:14 (UTC) - Развернуть
agata_g
18 ноя, 2014 13:23 (UTC)
Жесть. Приемчик ниже плинтуса однозначно, это я говорю, как родитель, ребенку которого однажды на день рожденья подарили рыбку. Жаль что такие приемы дискредитируют сам принцип малозатратной целевой рекламы, которую, собственно, и называют партизанским маркетингом. Ведь существует множество способов, которые позволяют реально с небольшим затратами привлечь целевую аудиторию, но не использовать при этом шантаж и манипуляции взрослыми через детей.
odinokiy_delec
18 ноя, 2014 14:30 (UTC)
Согласен с посылом поста на 100%, паразитировать на том лучшем что есть в нас, любви к детям и желании как можно дольше продлить их безоблачное детство - аморально.
Самая гадость ситуации даже не в сиюминутной прибыли магазина, а в закрепившемся положительном образе, то что их вынудили и дети и родители быстро забудут, а вот то что покупки в этом магазине принесли радость ребёнку запомнится и ещё долго будет влиять на потребительские предпочтения.
Что поделать: "многие сказут только бизнес - ничего личного"
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 81 комментарий — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования



Другие ресурсы:

Facebook: http://facebook.com/fintraining.spirin

VKontakte: http://vk.com/fintraining

Twitter: http://twitter.com/fintraining

YouTube: http://youtube.com/fintraining01

Telegram: https://t.me/fintraining

Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5a526e7d8651650f4666cbc1

Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner