fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Category:

Ликбез по франшизам

Оригинал взят у lanakaz в Ликбез по франшизам
В связи с участившимися вопросами о том, как работают франшизы, решила написать простым языком, а то система интересная и очень удобная, но люди понимают ее неправильно и пугаются :)

Все просто.
У кого-то есть бренд (например, "Кусочек счастья"), бренд обязательно зарегистрирован как торговый знак. Есть работающий бизнес, приносящий прибыль. Есть прописанные бизнес-процессы для этого бизнеса, маркетинговый план, инструкции для персонала и много-много другого. То есть пакет документов, по которым можно этот бизнес открыть заново и повторить.

И вот этот владелец бренда и пакета документов решает продавать франшизу, то есть право пользоваться своим торговым знаком и информацией, как вести этот бизнес.
Вот тут внимание! Покупая франшизу, вы покупаете право на использование торгового знака и знания о том, как строить и растить этот бизнес.
Компания, которая вам продала франшизу, не будет являться владельцем вашего бизнеса! Он ваш и только ваш!
Если юридически, то у вас свое ООО или ИП, которое сотрудничает с другим ООО или ИП, продавшим вам франшизу. Никаких долей в вашем бизнесе компании-франшизеру не принадлежит!
Эта компания может ставить вам условия о соблюдении определенных стандартов (как обслуживать покупателей, из какого сырья производить продукцию, какой упаковкой пользоваться и т.д.). У кофеен "Кусочка", например, условие продавать кондитерку (пирожные, тортики и пр.) только нашего производства. А у региональной франшизы условие готовить только из натурального сырья.
Точно так же компания-франшизер может нести перед покупателем франшизы какие-то обязательства. Опять же на примере "Кусочка": для регионального производства мы обязуемся открыть не меньше трех кофеен для поставок на них, а для кофеен гарантируем цену на продукцию такую, чтобы франчайзи могли делать наценку не меньше 100%.

Получается, что по франшизному договору две стороны договариваются:
1. что одна дает пользоваться торговым знаком и своими знаниями по открытию и ведению бизнеса
2. вторая сторона обязуется соблюдать какие-то условия пользования
3. обе стороны еще дополнительно обговаривают какие-то условия сотрудничества.

То есть самый главный страх и вопрос "А вы будете владеть моим производством (кофейней)?" - Нет, не будем! Вы и только вы ими владеете, а мы вам просто помогаем строить бизнес. Или за денежку (паушальный взнос и роялти) или за возможность наращивать нашу сеть и известность марки (когда франшиза только-только стартует, такое бывает).

Теперь про паушальный взнос и роялти.
Паушалка - платится при заключении франчайзингового договора. Это как раз та плата за пакет документов и начало пользования торговым знаком. Может быть и довольно существенной (у Шоколадницы было 80 тыс. долл., как сейчас, не знаю), так и совсем небольшой.
Роялти - регулярные платежи за пользование торговой маркой в дальнейшем. Обычно какой-то процент от выручки.

Бывает так, что ни паушалки, ни роялти нет. Значит владелец торговой марки заработает на чем-то другом. У кофеен "Кусочка" нет роялти, потому что они и так обязаны закупать кондитерку только у нашего производства. Пусть цена там более, чем гуманна, но производство все равно на этих поставках заработает. У кого-то франчайзи садится на какое-то эксклюзивное сырье, которое можно купить только у компании-франшизера. В этом случае тоже может не быть роялти, а может и быть :)

Есть еще такая штука как рекламные сборы. Это когда франчайзи платит какую-то денежку в общий рекламный котел сети, и головная компания за счет этого фонда рекламирует всех своих франчайзи на более высоком уровне, поднимая узнаваемость бренда.

Вот это если по простому о франшизе.
А вообще они бывают очень разные. И иногда то, что называется франшизой, ей не является.
Но это уже другая история :)

Tags: бизнес
Subscribe

  • Ностальгическое

    Живой Журнал прислал сообщение, что, оказывается моему блогу «Записки инвестора» https://fintraining.livejournal.com/ сегодня, 3 декабря,…

  • ЖЖ vs. Telegram

    ЖЖ vs. Telegram Поставил пост с голосованием по одному и тому же вопросу (про консалтинг) в ЖЖ и в Телеграме. В телеграме пост появился на 3-4…

  • Перенос ЖЖ в Вордпресс

    Я хотел бы перенести материалы своего ЖЖ на отдельный сайт под Вордпресс. И далее вести блог там, в ЖЖ лишь транслируя посты, наряду с другими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments