В связи с участившимися вопросами о том, как работают франшизы, решила написать простым языком, а то система интересная и очень удобная, но люди понимают ее неправильно и пугаются :)
Все просто.
У кого-то есть бренд (например, "Кусочек счастья"), бренд обязательно зарегистрирован как торговый знак. Есть работающий бизнес, приносящий прибыль. Есть прописанные бизнес-процессы для этого бизнеса, маркетинговый план, инструкции для персонала и много-много другого. То есть пакет документов, по которым можно этот бизнес открыть заново и повторить.
И вот этот владелец бренда и пакета документов решает продавать франшизу, то есть право пользоваться своим торговым знаком и информацией, как вести этот бизнес.
Вот тут внимание! Покупая франшизу, вы покупаете право на использование торгового знака и знания о том, как строить и растить этот бизнес.
Компания, которая вам продала франшизу, не будет являться владельцем вашего бизнеса! Он ваш и только ваш!
Если юридически, то у вас свое ООО или ИП, которое сотрудничает с другим ООО или ИП, продавшим вам франшизу. Никаких долей в вашем бизнесе компании-франшизеру не принадлежит!
Эта компания может ставить вам условия о соблюдении определенных стандартов (как обслуживать покупателей, из какого сырья производить продукцию, какой упаковкой пользоваться и т.д.). У кофеен "Кусочка", например, условие продавать кондитерку (пирожные, тортики и пр.) только нашего производства. А у региональной франшизы условие готовить только из натурального сырья.
Точно так же компания-франшизер может нести перед покупателем франшизы какие-то обязательства. Опять же на примере "Кусочка": для регионального производства мы обязуемся открыть не меньше трех кофеен для поставок на них, а для кофеен гарантируем цену на продукцию такую, чтобы франчайзи могли делать наценку не меньше 100%.
Получается, что по франшизному договору две стороны договариваются:
1. что одна дает пользоваться торговым знаком и своими знаниями по открытию и ведению бизнеса
2. вторая сторона обязуется соблюдать какие-то условия пользования
3. обе стороны еще дополнительно обговаривают какие-то условия сотрудничества.
То есть самый главный страх и вопрос "А вы будете владеть моим производством (кофейней)?" - Нет, не будем! Вы и только вы ими владеете, а мы вам просто помогаем строить бизнес. Или за денежку (паушальный взнос и роялти) или за возможность наращивать нашу сеть и известность марки (когда франшиза только-только стартует, такое бывает).
Теперь про паушальный взнос и роялти.
Паушалка - платится при заключении франчайзингового договора. Это как раз та плата за пакет документов и начало пользования торговым знаком. Может быть и довольно существенной (у Шоколадницы было 80 тыс. долл., как сейчас, не знаю), так и совсем небольшой.
Роялти - регулярные платежи за пользование торговой маркой в дальнейшем. Обычно какой-то процент от выручки.
Бывает так, что ни паушалки, ни роялти нет. Значит владелец торговой марки заработает на чем-то другом. У кофеен "Кусочка" нет роялти, потому что они и так обязаны закупать кондитерку только у нашего производства. Пусть цена там более, чем гуманна, но производство все равно на этих поставках заработает. У кого-то франчайзи садится на какое-то эксклюзивное сырье, которое можно купить только у компании-франшизера. В этом случае тоже может не быть роялти, а может и быть :)
Есть еще такая штука как рекламные сборы. Это когда франчайзи платит какую-то денежку в общий рекламный котел сети, и головная компания за счет этого фонда рекламирует всех своих франчайзи на более высоком уровне, поднимая узнаваемость бренда.
Вот это если по простому о франшизе.
А вообще они бывают очень разные. И иногда то, что называется франшизой, ей не является.
Но это уже другая история :)
Все просто.
У кого-то есть бренд (например, "Кусочек счастья"), бренд обязательно зарегистрирован как торговый знак. Есть работающий бизнес, приносящий прибыль. Есть прописанные бизнес-процессы для этого бизнеса, маркетинговый план, инструкции для персонала и много-много другого. То есть пакет документов, по которым можно этот бизнес открыть заново и повторить.
И вот этот владелец бренда и пакета документов решает продавать франшизу, то есть право пользоваться своим торговым знаком и информацией, как вести этот бизнес.
Вот тут внимание! Покупая франшизу, вы покупаете право на использование торгового знака и знания о том, как строить и растить этот бизнес.
Компания, которая вам продала франшизу, не будет являться владельцем вашего бизнеса! Он ваш и только ваш!
Если юридически, то у вас свое ООО или ИП, которое сотрудничает с другим ООО или ИП, продавшим вам франшизу. Никаких долей в вашем бизнесе компании-франшизеру не принадлежит!
Эта компания может ставить вам условия о соблюдении определенных стандартов (как обслуживать покупателей, из какого сырья производить продукцию, какой упаковкой пользоваться и т.д.). У кофеен "Кусочка", например, условие продавать кондитерку (пирожные, тортики и пр.) только нашего производства. А у региональной франшизы условие готовить только из натурального сырья.
Точно так же компания-франшизер может нести перед покупателем франшизы какие-то обязательства. Опять же на примере "Кусочка": для регионального производства мы обязуемся открыть не меньше трех кофеен для поставок на них, а для кофеен гарантируем цену на продукцию такую, чтобы франчайзи могли делать наценку не меньше 100%.
Получается, что по франшизному договору две стороны договариваются:
1. что одна дает пользоваться торговым знаком и своими знаниями по открытию и ведению бизнеса
2. вторая сторона обязуется соблюдать какие-то условия пользования
3. обе стороны еще дополнительно обговаривают какие-то условия сотрудничества.
То есть самый главный страх и вопрос "А вы будете владеть моим производством (кофейней)?" - Нет, не будем! Вы и только вы ими владеете, а мы вам просто помогаем строить бизнес. Или за денежку (паушальный взнос и роялти) или за возможность наращивать нашу сеть и известность марки (когда франшиза только-только стартует, такое бывает).
Теперь про паушальный взнос и роялти.
Паушалка - платится при заключении франчайзингового договора. Это как раз та плата за пакет документов и начало пользования торговым знаком. Может быть и довольно существенной (у Шоколадницы было 80 тыс. долл., как сейчас, не знаю), так и совсем небольшой.
Роялти - регулярные платежи за пользование торговой маркой в дальнейшем. Обычно какой-то процент от выручки.
Бывает так, что ни паушалки, ни роялти нет. Значит владелец торговой марки заработает на чем-то другом. У кофеен "Кусочка" нет роялти, потому что они и так обязаны закупать кондитерку только у нашего производства. Пусть цена там более, чем гуманна, но производство все равно на этих поставках заработает. У кого-то франчайзи садится на какое-то эксклюзивное сырье, которое можно купить только у компании-франшизера. В этом случае тоже может не быть роялти, а может и быть :)
Есть еще такая штука как рекламные сборы. Это когда франчайзи платит какую-то денежку в общий рекламный котел сети, и головная компания за счет этого фонда рекламирует всех своих франчайзи на более высоком уровне, поднимая узнаваемость бренда.
Вот это если по простому о франшизе.
А вообще они бывают очень разные. И иногда то, что называется франшизой, ей не является.
Но это уже другая история :)