?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Я обещал опубликовать в ЖЖ кое-что из своих старых статей на тему кредитов.
Сегодняшняя статья была впервые опубликована в рассылке «Секреты инвестирования» 20.07.2005


Жизнь в кредит – это хорошо или плохо? Нужно ли жить сегодняшним днем, покупать понравившиеся вещи в кредит, не отказывая себе ни в чем? Или напротив, нужно избегать залезания в долговую кабалу, стремиться избавляться от кредитов? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Можно встретить противоположные точки зрения на этот счет. Тот же Роберт Кийосаки на страницах своих книг много рассуждает о «плохом долге» и «хорошем долге», то так нигде толком и не объясняет, чем одно отличается от другого.

Попробую объяснить. Начну с анекдота.

Летят в самолете Попугай и Мартышка.
Попугаю всё не нравится: "Что такое, у вас тут дует!"
Мартышка смотрит на Попугая, думает: "Во даёт!"
И тоже вслед за Попугаем кричит: "Да-да! У вас тут дует!"
Попугай: "Кофе не вкусный!"
Мартышка: "Да-да, отвратительный кофе!"
Попугай: "Все, я дальше в этом самолете не полечу!" и вышел.
Ну, Мартышке тоже делать нечего - тоже пришлось выйти.
Летят Мартышка и Попугай со свистом вниз.
Попугай спрашивает: "Мартышка, а ты летать-то умеешь?"
Мартышка отвечает: "Нет".
Попугай: "А чё тогда выпендривалась?!".
Анекдот


Ситуация с кредитованием сильно напоминает этот анекдот. Хорош кредит или плох – это будет зависеть от того, кто их берет – Попугай или Мартышка, или, говоря в терминах анекдота, умеете ли вы летать или только выпендриваетесь.

Жизнь в кредит может быть выгодной при одном важном условии: если ваши деньги стабильно приносят вам доход со ставкой, превышающей стоимость кредита.

В настоящее время в России стоимость кредитов на длительные сроки, с учетом затрат на обслуживание кредита, составляет порядка 15-20% годовых в рублях (я сейчас не беру в расчет рассчитанные на финансовых дилетантов различного рода «моментальные кредиты», ставки по которым оказываются существенно выше).

Если вы умеете заставить ваши деньги работать с доходностью выше кредитной ставки, то вы вполне можете позволить себе кредиты. Более того, в этом случае жизнь кредит становится выгодной для вас. В самом деле, если ваши деньги вложены вами в бизнес или в инвестиции с доходностью, скажем, 30-40% годовых (вполне реальная ставка для успешного бизнеса или профессиональных самостоятельных инвестиций), то вам невыгодно изымать их из бизнеса на текущие расходы, скажем, на покупку дома или автомобиля. Гораздо выгоднее воспользоваться кредитом. В этом случае кредит делает вас богаче.

Однако если ваши деньги не работают, вложены с доходностью много ниже ставки кредита, или вложены в проекты с высоким риском потери денег, то использование кредитных средств работает против вас, фактически медленно и незаметно разоряя вас.

Проблема в том, что «отбивать» деньги с доходность выше кредитной ставки умеют (по моим оценкам), не более 1-2% населения (или не более 10-20% из тех, кто берет кредиты в банках). Именно они являются Попугаями, которым кредит будет выгоден.

Остальные 98-99% населения (или 80-90% из тех, кто берет кредиты в банках), увы, фактически являются Мартышками, причем в большинстве случаев не подозревают об этом. Однако ситуация с банковским кредитом обычно не столь драматична, как с самолетом, и многие Мартышки понимают, что со свистом летят вниз, не сразу, а лишь спустя достаточно продолжительное время. А могут годами не подозревать об этом, работая на благополучие банка, выдавшего кредит.



Приведу пример. В результате переписки с одним из курсантов Центра Финансового Образования выяснилось, что он держит в Сбербанке депозит с доходностью 7% годовых. Одновременно у него в том же Сбербанке оформлен потребительский кредит на схожую сумму по ставке 19% годовых. Наш курсант не считал эту ситуацию чем-то плохим, напротив: ведь есть запас сбережений, защита на черный день. То, что ситуация приводит к убыткам в размере минус 12% годовых, курсант осознал только в результате прохождения курса «Управление личными финансами» и консультаций с автором.

Есть еще одна немногочисленная, но интересная категория людей - это Мартышки, понимающие то, что я написал выше, но думающие, что они уже являются Попугаями. Речь идет о начинающих предпринимателях и начинающих инвесторах. Очень часто люди, еще не имеющие опыта бизнеса или инвестирования, воодушевленные своими идеями, уверены в том, что у них все непременно получится, и начинают занимать деньги под предполагаемую будущую прибыль – «под идею» или «под бизнес-план». У некоторых людей возникает желание занять денег для спекуляций на фондовом рынке или форексе, у некоторых – под спекулятивные вложения в недвижимость.

Как правило, банки не дают денег на бизнес (и тем более на инвестиции и спекуляции) тем, кто еще не доказал на деле свою способность им заниматься. Но бывают и исключения – можно взять небольшие суммы денег под видом потребительских кредитов, можно заложить квартиру, можно отнести ценности в ломбард, можно занять у родственников, знакомых, у «черных ростовщиков»...

Однако, увы, по статистике 90% начинающих бизнесменов разоряется в течение первого года работы фирмы, а 90% из оставшихся – в следующие пять лет. Шансы того, что вы не окажетесь в числе разорившихся можете посчитать сами. Аналогичную, если не худшую статистику дает спекуляция на форексе или фондовом рынке.

И наступает час расплаты, когда, как верно заметил классик Михаил Светлов, становится понятно, что...

Берешь чужие, и на время, а отдаешь свои, и навсегда.

Я рад тому факту, что все больше и больше людей приходят к мысли начать собственный бизнес. Однако категорически рекомендую первый в вашей жизни бизнес начинать без серьезных материальных затрат и ни в коем случае не на заемные средства. Тем более это относится к спекуляциям и инвестициям. Прежде чем выпендриваться, научитесь летать.

К сожалению, проблема все более и более остро встает перед российскими гражданами, подавляющее большинство которых ранее не имело опыта обращения с кредитами. По данным ROMIR Monitoring, четверть (!) россиян за последний год воспользовалась потребительским кредитом, при этом 20% заемщиков тратят на погашение займов более 25% семейного бюджета, а еще у трети заемщиков на погашение займов ежемесячно уходит от 15 до 25% доходов.

Боюсь, что среди этих людей слишком мало Попугаев и слишком много Мартышек.

А что думаете о кредитах вы?

P.S.
Если вам понравилась статья, буду благодарен вам за кросспост.

Comments

( 40 комментариев — комментировать )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
scitala
21 мар, 2009 06:35 (UTC)
Увы, как говорится, "поздно пить боржоми"... Кредиты есть, причем если от ипотеки было бы очень трудно отказаться (квартирный вопрос, как известно, испортил не только москвичей), то автокредит можно было бы и не брать, ну или взять машину попроще. Теперь уже сложно что-то изменить, максимум - работать на досрочное погашение. Мартышка собирает парашют из подручных средств - летать не научится, но, авось, и не разобьется о суровую реальность.
dymken
21 мар, 2009 08:14 (UTC)
Буду солидарен. Добавлю еще один негативный момент - психологический. В какой-то книге про стрессы читал, что большие долги находятся в первой пятерки стрессообразующих факторов. Можно оправдать только ипотечный кредит, т.к. без жилья совсем худо, а без всего остального прожить можно. Бывают еще всякие форс-мажоры - лекарства дорогие купить или еще что. Ну а потребительский кредит - зло однозначное. Насчет кредита на бизнес рассуждать не могу - не компетентен :)
nazdarru
21 мар, 2009 08:17 (UTC)
по-моему кийосаки ясно написал о том, что доходы от кредита больше процентов - хороший кредит
помню где-то это у него
у меня ваще кредитов нет и не было - не знаю что это такое :)
ext_176041
21 мар, 2009 09:16 (UTC)
Года четыре-пять назад (когда впервые хотел взять кредит) внимательно прочел типовой кредитный договор. Появились мысли "Танунахнада!" и "Хорошо быть банком!".
(Анонимно)
21 мар, 2009 15:35 (UTC)
gymennikov.ru
Написано все абсолютно верно. Только боюсь, пока сам через эту ж...пу не пройдешь, на ус не намотаешь. Сам прошел, да и в не малом размере. Бизнес, радужные перспективы, все на заемные и вперед. Ага не тут-то было. Ну ничего зато уроки, отличные уроки, жизненные!
pilulin
21 мар, 2009 21:16 (UTC)
Как то три года назад я брал на квартиру кредит, 400 тыс. рублей... по Новосибирским меркам это была приличная сумма, а относительно стоимости квартиры, примерно 1/8... буквально через три-пять месяцев квартира стоила ровно в 2 раза дороже... т.е. порядка 6 млн. рублей.

Что я хотел этим сказать... последнии три года деньги обесценивались очень быстро и брав кредит как "мартышка" через полгода я почуствовал себя "попугаем".

Сейчас у меня один рублевый кредит за 9%... который мне не мешает и становиться дешевле. И в целом по кредитам я думаю главное чтобы он не мешал.
fintraining
22 мар, 2009 07:33 (UTC)
Что тут можно сказать? Я рад, что Вам повезло с рыночной ситуацией. Но огорчен, что Вы сделали из этого неправильные выводы.

Если же Вы хотите сделать правильные выводы, то нужно сравнивать темпы роста цен на недвижимость со ставками кредитования и инфляцией не в отдельно взятые очень удачные годы, а на длительных периодах времени (как минимум - десятилетия). Тогда все быстро встает на свои места.

Полагаю, если бы Вы купили недвижимость не три года назад, а, скажем, год назад, то сейчас Вы рассуждали бы совсем по-другому.
(без темы) - pilulin - 23 мар, 2009 06:42 (UTC) - Развернуть
marsel_izkazani
22 мар, 2009 12:31 (UTC)
Интересная статья. Вместе с тем, по-моему, надо различать потребительские кредиты и инвестиционные кредиты.

О финансовой выгодности потребительских кредитов заведомо нельзя говорить, ибо эти деньги берутся в банке для того их потребить, потратив на покупку потребительских товаров (или услуг, напр., отпуск в кредит, чего я вообще не приемлю), в т.ч. на покупку пассивов в терминологии Кийосаки.

Потребительский кредит выгоден с точки зрения потребителя, ибо он получает возможность пользоваться товарами уже сейчас, а не месацами/годами откладывать деньги на приобретение вещи, которая, кстати, может и подорожать, или накопления обесцениться или пропасть.
Да, за эту возможность потреблять сейчас надо платить — процент банку. И это нормально. За любое удобство, предоставленное другими, мы всегда платим.

Инвестиционные кредиты берутся для вложения в бизнес, в активы, которые затем будут приносить доход, самоокупаться, а не проедаться. И тут их выгодность измеряется просто: затраты на обслуживание кредита должны быть ниже, чем доход, который приносят инвестиции (ну и тело кредита тоже должно быть возвращено). Такие кредиты берутся даже для выкупа целых компаний (сделки LBO).

Инвестиционные кредиты берут бизнесмены и инвесторы, а не "98-99% населения (или 80-90% из тех, кто берет кредиты в банках)", а потому считать людей мартышками или попугаями некорректно.
antas
23 мар, 2009 06:14 (UTC)
Полностью согласен.
потреительские кредиты - (Анонимно) - 13 сент, 2012 15:42 (UTC) - Развернуть
hardsign
22 мар, 2009 13:58 (UTC)
Кредит - как описаться на морозе. Сначала хорошо, а потом всё хуже и хуже.
marsel_izkazani
23 мар, 2009 05:47 (UTC)
Об этом глава 11 "Разница между хорошими и плохими долгами" в книжке Кийосаки "Богатый ребенок, умный ребенок", где ясно написано:
хороший долг — берутся деньги под меньший процент и вкладываются в активы, дающие доход с большим процент (бизнес, недвижимость и ценные бумаги, растущие в цене);

плохой долг - берутся деньги под процент и тратся на вещи, на потребление, на пассивы, которые по заблуждению считаются активами, а потом надо возвращать и кредит, и проценты из дохода от работы.

И по-моему, ясно, что активы приносят доход только потому, что у кого-то есть пассивы, которые у них вызывают расходы. Доход всегда является чьим-то расходом. А потому инвесторам и бизнесменам радоваться надо, что есть потребительские кредиты и пассивы (:
fintraining
23 мар, 2009 06:40 (UTC)
Видите ли, для меня хороший бизнес - это бизнес по принципу "выигрыш - выигрыш". Когда все довольны. Когда кредит берет предприниматель, отбивает его, зарабатывает сам и возвращает с прибылью деньги инвестору - это замечательно. И этому я только радуюсь.

А когда кредиты берет офисный планктон на развлечения, понты и не слишком нужные вещи, а потом не может их вернуть, и в результате бегает от коллекторов - чему ж тут радоваться?
(без темы) - marsel_izkazani - 24 мар, 2009 04:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 24 мар, 2009 04:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marsel_izkazani - 25 мар, 2009 06:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - slonikit - 12 дек, 2012 17:32 (UTC) - Развернуть
puffa_nata
23 мар, 2009 09:10 (UTC)
Хорошо, когда можно позволить себе жить без кредитов... Однако, когда жить негде, то и 25-30% от своих доходов кажется не большой платой за удобство жить в почти своей квартире уже сейчас. Речь идет об ипотечном кредите. Плюс немаловажный факт, что при отсутвии своего жилья за съем квартиры тоже надо платить, причем суммы или близкие, или даже превышающие ежемесячные выплаты по кредиту (пока доллар был низким - наши обязательные выплаты по кредиту были ниже, чем стандартная стоимость съёма аналогичной квартиры, сейчас, да, стали несколько выше).
И вот вопрос - к кому отнести таких заемщиков как мы? :) (Да, других кредитов кроме ипотечного не имеем)
marsel_izkazani
25 мар, 2009 06:57 (UTC)
Вы молодцы! Пользуетесь потребительскими кредитами так, как ими и надо пользоваться!
mshanaev
27 мар, 2009 14:56 (UTC)
Подушка безопастности нужна !
Не согласен, что досрочное погашение кредита важнее создания финансовой подушки безопасности.

Человек, сейчас оставшийся без работы и без средств к существованию, в гораздо более проигрышном состоянии чем человек оставшийся без работы, но с подушкой безопастности в размере 2-3 месячных заработков, пусть и обремененный кредитами.

Боюсь, Ваш курсант погасив кредит за счет своих последних денег вспомнит ваш совет недобрым словом, в случае возникновения перебоев с доходами.

Скорее вопрос надо ставить о недопустимости инвестиций при непогашенных кредитах, но никак о недопустимости "финансового парашюта" в столь непростое время как сейчас.
fintraining
27 мар, 2009 15:17 (UTC)
Re: Подушка безопастности нужна !
Если у вас есть непогашенный кредит и НЕТ денег на его полное погашение, то в этом случае, действительно могут быть варианты - гасить ли кредит как можно быстрее, или создать себе запас, предназначенный на выплаты по кредиту на несколько месяцев вперед. Может и резерв создать, по обстоятельствам.

Но если у вас есть непогашенный кредит и ЕСТЬ деньги на его погашение (в виде наличных или на депозите), то тут без вариантов - разумеется, гасить! Иначе вы просто ежемесячно перечисляете деньги из своего кошелька на баланс банка. Глупость - это самое мягкое, что я могу сказать про оттягивание погашения кредита при наличии денег.
Re: Подушка безопастности нужна ! - (Анонимно) - 30 мар, 2009 11:23 (UTC) - Развернуть
archi_of_real
4 апр, 2009 10:25 (UTC)
Хорошая статья, написана понятно и просто рекомендоал бы для школьников младших классов.
На самом деле вопрос несколько шире чем изложено в статье а если учесть еще некоторые аспекты напримаер дисконтирование финансовых потоков или психологический момент что проценты и переплату по кредиту можно передставить в виде арендной платы за пользование вешщью(квартирой) то становится совсем не очевидно что мартышек так много.
Вопрос беднее или богаче очень уж иллюзорен и эфимерен, деньги ради денег точнее их количества не имею значения, если исходить из логики что кредит делает человека беднее то тоже самое можно сказать о любых тратах, жизнь требует денег и делает нас беднее:)
ali_daytrader
20 дек, 2009 14:43 (UTC)
Человек взявший кредит - это канатоходец не знающий длину каната.

Если взять 1200000, на 7лет(84 мес.), платеж будет 26650. Если откладывать в банк то вы накопите их за 32 мес. 84 минус 32 будет 52. 52 мес. вы заработали. А теперь скажите сколько мес. вы живете?! И это все без учета инфляции. Т.е. если ты взял кредит то это минус процент и минус инфляция, итого два минуса. Если положили в банк это плюс процент минус инфляция.

ЗЫ Вообще все это - это ассиметричный левераж и сложный процент.;)
(Анонимно)
11 янв, 2010 21:15 (UTC)
Жизнь в кредит или умеете ли вы летать?
http://www.financialfamily.ru/index.php?s_id=articles&e_id=248

Кому не живется без кредитов, рекомендую: читать статью, и обратить внимание на количество и качество комментариев.
fintraining
12 янв, 2010 12:54 (UTC)
Re: Жизнь в кредит или умеете ли вы летать?
Да уж...
Комментарии не для слабонервных.
(Анонимно)
19 апр, 2012 20:21 (UTC)
Хорошая статья...
У самого 3 млн долгов. Чувствую... не выбраться...
Пока семью трясти не стали, разведусь, прощусь... и в петлю ... Устал от всего смертельно, а так все страховка по смерти покроет.
Всем желаю удачи выбраться другим способом.
fintraining
20 апр, 2012 03:57 (UTC)
Вы, на всякий случай, сначала внимательно прочитайте договор со страховой компанией - по подавляющему большинству страховых договоров самоубийство не признается как страховой случай и выплаты по страховке в этом случае не производятся.

Извините за цинизм, но это тоже повод попробовать подольше задержаться на этом свете.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 40 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner