Однако, у этого скандала вдруг нарисовались неожиданные для меня отголоски.
Думаю, что многие согласятся с моим оценочным суждением (тм) о том, что эти деньги, по сути, украдены.
А вот почему эти деньги можно считать украденными?
Ведь дело-то вовсе не в сумме гонорара, в чем нас пытаются убедить некоторые государственные мужи.
Один хрен из учебно-преподавательского состава (фамилию не запомнил), договорился до фразы «у нас профессора из МГУ получают 3 тысячи рублей за час выступления».
Знаете, у меня нет профессорского звания. И вряд ли когда-нибудь будет, ибо мое отношение к большинству нашей ученой братии наиболее точно характеризуется словами «снисходительно-презрительное». Не ко всем, конечно, есть и настоящие ученые. Но в сегодняшней России очень ко многим. Причем одновременно как к тем, кто получает $300’000 за 10 лекций (по одной причине), так и к тем, кто считает, что профессор должен выступать за 3’000 рублей в час (по другой причине).
Так вот, я, хоть и не профессор (а может быть как раз именно потому, что не профессор!) выступать в МГУ за 3’000 рублей в час, пожалуй, отказался бы. Может быть, выступил бы бесплатно, это другое дело. По разным соображениям. Но за 3’000 рублей в час - точно не стал бы. Я ж не профессор МГУ какой-нибудь.
То есть дело вовсе не в размере гонорара. Размер гонорара за выступление может быть и гораздо более высоким.
А почему тогда скандал?
Да потому что «Сколково». А «Сколково» – это распил денег, причем нефига не частных, а государственных денег, уплаченных налогоплательщиками. Это, опять же, мое оценочное суждение (тм).
Если бы Илья Пономарев получил бы эти деньги не от Сколково, а собрал бы их «с рынка», сумев «продать» свое выступление аудитории, возникли бы тогда вопросы к нему? Думаю, вряд ли возникли бы.
Кстати, размер гонорара в $30’000 за выступление вовсе не кажется мне запредельным. Думаю, какой-нибудь Бодо Шефер может и больше получать. И далеко не только он один, это просто первая фамилия, которая в голову пришла, можно придумать и другие.
Так что претензии к Илье Пономареву должны предъявляться вовсе не с точки зрения размера гонорара.
А именно потому что Сколково. То есть претензии-то вовсе не к тому, кто эти деньги получил, а к тому, кто эти деньги от имени государственной (или окологосударственной) структуры заплатил.
А вот разговоры про ставку 3’000 р. в час за выступление профессора МГУ меня, честно говоря, пугают. Не в том смысле, что это много или мало (бывает и намного больше, бывает и намного меньше), а в том смысл, что некоторые полагают, что именно так и должно быть. И больше - ни в коем случае!
Я в том числе и поэтому стараюсь держаться подальше от всевозможных государственных программ по повышению финансовой грамотности. Вот так получишь на вполне законных основаниях гонорар, а потом будешь следователю объяснять, почему он у тебя оказался выше, чем у профессора МГУ.
Это я говорю ни в коем случае не в качестве оправдания Ильи Пономарева. Это я просто вслух рассуждаю об очень странно обостренном чувстве социальной справедливости в России.
Ближайшие вебинары Сергея Спирина:
"Формирование инвестиционного портфеля" - 22 - 26 апреля
"Личный инвестиционный план" - 29 - 30 апреля
ЖЖ-сообщество Личные финансы
TOP-100 блогов финансовой тематики