fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Category:

О правильном отношении к инвестиционной индустрии

Настоящая статья написана в дополнение к опубликованному пару лет назад миникурсу «Введение в инвестиции».

Тем, кто этот миникурс не читал, я настоятельно рекомендую сделать это. А остальным коротко напомню некоторые ключевые моменты.

Правильное с моей точки зрения определение инвестиций следующее:

ИНВЕСТИЦИИ – ЭТО ВЛОЖЕНИЯ В БИЗНЕС


Простейшая схема взаимодействия между инвестором и бизнесом выглядит так:


=>
Инвестор Бизнес


Бизнес привлекает средства инвесторов через долевые (акции, доли в бизнесе) или долговые (кредиты, займы, облигации, векселя) инструменты.

Именно бизнес всегда находится на конце цепочки, генерирующей прибыль. Примеры крупных бизнесов - Газпром, Лукойл, Ростелеком, Мосэнерго, Автоваз, Аэрофлот, НорНикель, Магнит и т.д. и т.п. Эти организации привлекают капитал инвесторов как эмитенты, через выпуск акций, либо как заемщики, через выпуск долговых ценных бумаг. Бизнес получает прибыль и делится ею с инвесторами.

Однако прямое взаимодействие инвестора с бизнесом часто оказывается не слишком удобно, проблематично, а в ряде случаев и невозможно. И тогда в схеме взаимодействия инвестора с бизнесом появляется новое звено – финансовые посредники, представители инвестиционной индустрии. Или новые звенья, в цепочке их может быть несколько. Тогда схема приобретает следующий вид:


=>

=>
Инвестор Посредник Бизнес


В роли посредников могут выступать банки, брокеры, дилеры, ПИФы, ОФБУ, биржи, пенсионные фонды, кредитные кооперативы, страховые компании, доверительные управляющие и другие участники финансовых рынков.

Очень важно понимать следующее:

Прибыль генерируется в конце цепочки. Она зарабатывается не финансовыми посредниками, а бизнесом.


Например, Газпром зарабатывает прибыль и выплачивает ее инвесторам и посредникам в виде дивидендов по акциям, купонного дохода по облигациям, процентов по займам и векселям. Прибыль может передаваться инвестору и в виде роста стоимости бумаг. Например, если вместо выплаты дивидендов Газпром направляет прибыль на постройку нового газопровода, то в результате увеличивается стоимость компании и ее доходы, а косвенно это приводит и к увеличению рыночной стоимости акций.

(Примечание: это не реклама Газпрома, это объяснение того, как работает рынок инвестиций. Пожалуйста, не надо писать мне в комментариях про жуликов и воров, пилящих деньги на строительстве газопроводов. В контексте данной статьи мне это не интересно. Не нравится Газпром - подставьте в этот пример тот бизнес, который вы считаете более честным)

Так вот, еще раз, самое важное. Прибыль создается в сфере бизнеса, в конце цепочки.

А в инвестиционной индустрии, на этапе финансовых посредников прибыль не создается, а лишь перераспределяется. Причем, в целом, она отбирается у вас, как у инвестора, и переходит в карман финансового посредника.

Вы можете попробовать возразить мне, заметив, что отдельные представители инвестиционной индустрии все же могут создавать дополнительную прибыль, помогая инвестору выбирая наиболее доходные и надежные бумаги, делая это лучше остальных. На уровне отдельных представителей инвестиционной индустрии это возможно. Но в целом на уровне всей индустрии – нет. Заработать больше рынка и поделиться прибылью с инвесторов посредник может только в том случае, если какой-то другой посредник покажет результат хуже рынка. Деньги не возникают ниоткуда. Таким образом, в целом инвестиционная индустрия выступает в качестве паразитов, отбирающих часть дохода у инвесторов. Причем если инвестор рискует своими собственными деньгами, то представители инвестиционной индустрии часто не рискуют ничем. Точнее, они рискуют деньгами инвестора.

Более того, именно финансовые посредники, а вовсе не бизнес, создают основные для инвестора риски. Много ли вы вспомните примеров рухнувшего бизнеса, при банкротстве которого пострадали инвесторы? Думаю, большинство из вас сможет припомнить разве что ЮКОС. А вот обанкротившихся представителей финансовой индустрии, полагаю, вы без труда вспомните немало.

Еще раз, важное: посредники, представители инвестиционной индустрии, живут за ваш счет, забирая у вас части прибыли.

Причем весьма существенную часть прибыли.

Вся эта орава банков, ПИФов, брокеров, пенсионных фондов, страховщиков, доверительных управляющих и т.д. и т.п. живет за ваш счет.

(В скобках уместно будет написать, что косвенно за ваш счет также живет большое количество представителей околоинвестиционной индустрии, привлекающей инвесторов в лапы посредников. Например, средства массовой информации, рекламирующие услуги банков и ПИФов, бирж и брокеров. Такие, как телеканал РБК, радио Бизнес-ФМ, газеты «КоммерсантЪ» и «Ведомости», журналы о финансах и многие другие. Они живут за счет рекламы инвестиционных продуктов, и эта реклама также, в конечном счете, оплачивается за счет перераспределенных от инвесторов излишков прибыли.)

Вам эти ребята в дорогих костюмах и галстуках с улыбкой на лице будут говорить, что они работают для того, чтобы помочь вам принять правильное решение и привести вас к процветанию. Это может быть правдой, но, в любом случае, это только часть правды. Полная правда состоит в том, что оплачиваете эту помощь всегда вы, и обходится она вам, как правило, весьма дорого.

Более того, уже давно и много раз доказано на цифрах, что в целом эффект от «помощи» инвестиционной индустрии имеет оценку со знаком «минус». Например, большинство ПИФов на длительных интервалах времени проигрывает фондовым индексам. То есть, мало того, что эти ребята берут с вас деньги за обслуживание и получают прибыль за ваш счет, на самом деле, многие из них при этом вам скорее вредят, чем помогают.

И еще. Хорошо зная инвестиционную индустрию изнутри, рискну утверждать следующее: в подавляющем большинстве случаев инвестору в первую очередь будут предлагать вовсе не то, что нужно ему, а то, что выгодно самой компании. Ничего личного, просто бизнес такой. Они тоже кушать хотят. Поэтому тренируют своих улыбающихся клерков-продавцов с бейджиками и визитками «финансовый консультант» на продажу именно наиболее выгодных для самой компании (не для вас!) продуктов.

Грустная картина получается? На самом деле, не совсем.

Все рассуждения, приведенные выше, ни в коем случае не нужно рассматривать в качестве призыва вообще отказаться от услуг и помощи посредников. Нет, этого делать не следует. Без посредников вообще вам будет как минимум неудобно, а в некоторых случаях и невозможно добраться до особо лакомых инвестиционных предложений. Да и некоторая польза от них все же бывает, не будем ругать всех огульно.

Я хочу сказать другое: посредников и их инвестиционные предложения инвестор должен очень тщательно и придирчиво рассматривать, оценивать, и выбирать. А их предложения – тщательно фильтровать, априорно рассматривая их как попытку впарить вам что-то, не сильно вам выгодное.

Представьте, что вы находитесь на рынке, где продавцы имеют склонность обманывать покупателей, предлагая им неподходящий и невыгодный товар по сильно завышенной цене. Можно ли покупать на таком рынке? Можно, если рынок большой, продавцов и предложений много, а вы твердо знаете, что вам нужно, сколько это должно стоить, и по каким критериям должно выбираться.

Причем не нужно слушать продавцов и верить им, они заведомо будут расхваливать свой товар и акцентировать ваше внимание на тех критериях, которые будут выгодно подчеркивать достоинство их товара. Весьма часто эти критерии заведомо неверны. Однако, вы можете узнать об этом слишком поздно.

Нет, продавцы вам не враги. Но и относиться к ним, как к друзьям, также не стоит. У них свой бизнес и свои интересы. Очень часто не совпадающие с вашими интересами.

При этом выбор между посредниками не сводится просто к выбору между финансовой группой «Ромашка» и инвестиционной компанией «Василёк». Пытаться рассуждать «вообще» о том, кто лучше - «Ромашка» или «Василек» - занятие обычно глупое, бессмысленное. Повторюсь: все компании занимаются перераспределением клиентских денег в свою пользу, с разной степенью циничности. Бизнес такой. Выбирать нужно на уровне конкретных продуктов. Причем оценивать инвестиционные продукты, опять же, нужно не «вообще» и не абстрактно, а в контексте того, насколько эти инвестиционные продукты подходят лично вам, решая стоящие перед вами цели и задачи.

Только такая позиция позволит инвестору не терять деньги в результате инвестиций, а приумножать их.

А для этого, как вы понимаете, нужно учиться, учиться и еще раз учиться, как советовал своим читателям В.Ульянов, расписывая ручку. В преддверии предстоящих вебинаров я не мог закончить статью, лишний раз не повторив эту важную мысль. :)

P.S.
Если вы еще не изучили минукурс «Введение в инвестиции» - сделайте это. Это бесплатно.




Ближайшие вебинары Сергея Спирина:
"Инвестиционный портфель и инвестиционный план" (запись вебинара)
"Формирование инвестиционного портфеля" - 4 - 8 февраля
"Личный инвестиционный план" - 11 - 12 февраля

Вебинар Нины Дониной "Инвестиции за рубежом" - 14 - 15 февраля

ЖЖ-сообщество Личные финансы
TOP-100 блогов финансовой тематики

Tags: Введение в инвестиции, ПИФы, банки, брокеры, инвестиции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments