?

Предыдущие | Следующие

Ошибка недавности

Одна из типовых ошибок – попытка распространить «свежие», недавние характеристики рынка на будущее.

Знаете, какие вопросы пачками валились на мой мэйл в 2006-2007 гг.?

Примерно такие:

    «Если фондовый рынок растет на 50-70% в год, а потребительский кредит можно взять под 20%, то почему же вы не рекомендуете инвестировать деньги, взятые в кредит?»


Сейчас таких вопросов, слава богу, уже не задают.

Сейчас типовые письма выглядят так:

    «Скажите, если стратегия buy and hold доказала на практике свою несостоятельность, то почему же вы продолжаете ее рекомендовать?»


А всего-то два-три года прошло.

А посмотреть на действительно долгосрочные (50, 100, 200 лет) исторические характеристики рынка, увы, не приходило в голову авторам первых писем, и не приходит в голову авторам писем сегодняшних.

Update:
Я вовсе не призываю инвестировать на 50-100-200 лет. Разумеется, у нормального человека горизонт инвестиций, как правило, существенно меньше. Но для того, чтобы делать правильные выводы о возможных доходах и рисках на ближайшие 3-5-10 лет, нужно обязательно смотреть статистику именно долгосрочную, за длительный срок, а ни в коем случае не за предыдущие 3-5-10 лет. Иначе неизбежны грубейщие ошибки, приводящие к абсолютно неверным выводам.



ЖЖ-сообщество Личные финансы
TOP-100 блогов финансовой тематики

Comments

( 24 комментария — комментировать )
god_tamer
23 авг, 2010 15:47 (UTC)
Меня в долгосрочном инвестировании смущает одно. Мне как живому человеку осознающему свою конечность абсолютно плевать на периоды в 100 и 200 лет. Как грится в долгосрочной перспективе мы все мертвы и смысл инвестировать в акции если они принесут прибыль через 200 лет, но в течение лично моих 80 будут в минусах =))) Я конечно утрирую, но все же.
fintraining
23 авг, 2010 15:51 (UTC)
На самом деле, уже на 20-25 летних данных по Штатам вы не были бы в минусах ни при каком раскладе.

Но для того, чтобы достаточно уверенно делать такие выводы, смотреть нужно те самые 50-100-200 лет статистических данных.

dimz21
23 авг, 2010 20:08 (UTC)
Сергей, а какова вероятность, что эти тенденции уже не поменялись и следующие 100 лет нам это как раз покажут?
fintraining
24 авг, 2010 04:23 (UTC)
Нужно понимать, что стоит за этой тенденцией, почему она возрастающая.

Рост происходит потому, что за акциями стоит бизнес, приносящий прибыль.

Какова вероятность того, что бизнес перестанет приносить прибыль? (Не на уровне отдельно взятой фирмы, а в стране и в мире) Вопрос, по-моему, риторический.

Этот рост прерывался (обычно на время) в двух случаях: а) революции б) войны. Потом он, как правило, возобновлялся. Страховка от этих двух случаев - широкая международная диверсификация.

Временное сдутие ранее надутых пузырей (Япония 1990, США 2000) я не считаю изменением тенденции. Это просто временная компенсация за неоправданный рост перед этим.



Edited at 2010-08-24 04:25 (UTC)
dimz21
24 авг, 2010 06:19 (UTC)
Согласен, это все верно. Но, с другой стороны, рост индексов в большей степени обеспечивается не просто прибыльностью бизнеса, а ростом его доходов, а бизнес не может расти бесконечно - существуют максимальные границы потребления, да и находимся мы в условиях ограниченных ресурсов. И очень похоже, что границ потребления (платежеспособного) мы как раз достигли.
fintraining
24 авг, 2010 06:56 (UTC)
На мой взгляд бизнес (не отдельно взятый, а бизнес вообще, т.е. экономика) не только может, но и будет расти всегда, а границ потребления не существует.

Ну или по крайней мере при нашей жизни мы их точно не достигнем. Всегда будут появляться все более и более мощные автомобили, процессоры, айфоны и прочие улучшающие жизнь человека прибамбасы.
andrey_tch
25 авг, 2010 06:14 (UTC)
Устойчивость тенденции роста акций на долговременных промежутках определяется тремя факторами.
1. Вследствие технического прогресса и накопления капитала богатство общества растет (в реальном выражении, т.е. - быстрее инфляции).
2. Значительная доля этого богатства создается крупными предприятиями.
3. Контролирующие акционеры худо-бедно, но делятся ростом своего богатства с мелкими акционерами.

Вы, насколько я понимаю, назвали только первую. Но остальные две тоже критически важны для того, чтобы вложения в акции приносили долговременную, устойчивую прибыль. И вот их сохранение на "ближайшие 100 лет" как раз менее очевидно.
fintraining
25 авг, 2010 06:20 (UTC)
Вы имеете право на свою точку зрения. Мне этот спор не интересен, у меня ответ на этот вопрос сомнений не вызывает.
andrey_tch
25 авг, 2010 06:31 (UTC)
То есть, второе и третье условие вам неважно?
Если 99,9% ВВП будет производиться мелкими ремесленниками, акции все равно будут расти?
Если мажоритарные акционеры будут сбрасывать всю прибыль в оффшоры, а акционерные общества с миноритариями будут банкротить раз в 5 лет, акции все равно будут расти?
или вам "неинтересно", что происходит с предприятием, акции которого вы купили?
fintraining
25 авг, 2010 06:55 (UTC)
Мне неинтересно спорить с Вами.
a_nalgin
23 авг, 2010 20:09 (UTC)
Расклад
уже на 20-25 летних данных по Штатам вы не были бы в минусах ни при каком раскладе
При условии, что не вкладывался бы в начале 2000 г. в доткомы :)
Да и Nikkei-225 до сих пор втрое ниже своих показателей 20-летней давности...
fintraining
24 авг, 2010 04:25 (UTC)
Re: Расклад
А если бы вы в ЮКОС вложились, так вообще бы все потеряли.

Вот для того, чтобы это не случилось, существует диверсификация. И принципы построения портфеля.

a_nalgin
24 авг, 2010 05:41 (UTC)
Re: Расклад
В отличие от одной компании, речь ведь идет о вложении "в индекс" не так ли? ;)
И если я правильно Вас понял, теперь недостаточно инвестировать в индекс одной страны, нужна еще диверсификация по странам и континентам?
По силам ли таковая отдельно взятому частному инвестору?
fintraining
24 авг, 2010 06:12 (UTC)
Re: Расклад
Да, конечно.

Начиная с определенной (очень небольшой) суммы вложений это по силам любому российскому инвестору. В рамках частной консультации могу предложить варианты.

Индекс - индексу рознь. Насчет NASDAQ нужно понимать, что это довольно узконаправленный индекс, ближе к "отраслевому" индексу, чем к индексу действительно широкого рынка.
antas
24 авг, 2010 11:03 (UTC)
Re: Расклад
Сергей, а Вы не могли бы этот предел озвучить? Я про "очень небольшую сумму" (кавычки не ирония, а признак цитаты :).
fintraining
24 авг, 2010 11:39 (UTC)
Re: Расклад
Минимально - от 1200 евро в год (при регулярных взносах) или от 12000 евро (при единовременном взносе). Это не индексные инвестиции, но вполне себе зарубежные фонды с международной диверсификацией.

При нескольких десятках тысяч у.е. уже возможны варианты с выбором среди широкой палитры фондов.
a_nalgin
24 авг, 2010 18:07 (UTC)
Re: В рамках частной консультации
Цена вопроса?
sva52
24 авг, 2010 08:52 (UTC)
Наверное, у человека уже должно всё очень удачно сложиться в жизни, что-бы горизонт его инвестиций простирался-бы за пределы отпущенного ему времени? Иначе зачем всё это?
fintraining
24 авг, 2010 09:14 (UTC)
Уже ответил выше.

Горизонт инвестиций, разумеется, может быть (и обычно бывает) существенно меньше 50-100-200 лет. Но для того, чтобы делать правильные прогнозы о возможных доходностях и рисках на ближайшие 3-5-10 лет, нужно обязательно смотреть статистику именно долгосрочную, за длительный срок, а ни в коем случае не за предыдущие 3-5-10 лет. Иначе неизбежны грубейщие ошибки, приводящие к абсолютно неверным выводам.
sva52
24 авг, 2010 09:53 (UTC)
Это понятно. Тогда, вполне возможно, что "примерив" свой горизонт на долгосрочном тренде, понимаешь, что инвестиции вообще ничего хорошего не сулят и остаётся только банковский депозит. Такой расклад возможен?
fintraining
24 авг, 2010 10:07 (UTC)
Вполне. Скажем, при инвестиционном горизонте до 2-3 лет именно банковский депозит в большинстве случаев окажется наилучшим решением.

Другое дело, что нужно смотреть, почему инвестиционный горизонт именно такой. Могут быть объективные обстоятельства (через два года надо купить квартиру), а может быть просто страх долгосрочных инвестиций. Последнее лечится путем получения правильно поданной информации.

Edited at 2010-08-24 11:00 (UTC)
(Анонимно)
24 авг, 2010 10:14 (UTC)
> Горизонт инвестиций, разумеется, может быть (и обычно бывает) существенно меньше 50-100-200 лет.

---------------
Сергей, в варианте "для себя" я с Вами абсолютно соглашусь. Но вот (в качестве дополнения) у меня лично вызывает глубокую печаль простая вещь: глядя на на своих предков и себя на горизонте века, мне очень обидно, что каждое следующее поколение начинает с нуля. Потому я смотрю на свои "пенсионные фонды" с позиций обеспечения не своей пенсии, а пенсии детей, то есть именно с горизонтом на 50 лет минимум... ну и часть для себя с горизонтом лет так в 20.
Так что и сочитателям предложил бы подумать о том, с чего стартуют Ваши дети. Будет ли у них уверенность в будущем, уважение к старшим, обеспечившим для них достойный старт и достойное будущее, если Вы не создадите семейный инвестиционный фонд и не научите их практике разумного потребления и рационального поведения?
PS. Чего-то на лирику и лозунги потянуло, звиняйте. :-)
Градус.
fintraining
24 авг, 2010 10:59 (UTC)
Я с Вами согласен.

С другой стороны, здесь каждый выбирает для себя. Понятно, что у большинства людей горизонт инвестирования не направлен сквозь поколения. И это их право.

Edited at 2010-08-24 10:59 (UTC)
( 24 комментария — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования



Другие ресурсы:

Facebook: http://facebook.com/fintraining.spirin

VKontakte: http://vk.com/fintraining

Twitter: http://twitter.com/fintraining

YouTube: http://youtube.com/fintraining01

Telegram: https://t.me/fintraining

Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5a526e7d8651650f4666cbc1

Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Март 2023
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner