(Круиз-контроль - автомат постоянной скорости. Прим. переводчика)
Мощь современного экономического роста ошеломляет. В период 1800-х рост ВВП на душу населения в так называемых «развитых» странах постепенно увеличивался до величины, соответствующей 2% в год, далее этот темп не сбавлялся в течение всего неспокойного двадцатого века. В таблице 1–1 приведено сравнение показателей роста ВВП на душу населения для пятнадцати государств в течение 20-го века, список разделен на две части. В первую попали страны, разоренные мировой или гражданской войной, во вторую – страны, избежавшие подобной участи.
Пострадавшие в войне
Рост ВВП на душу населения
Бельгия - 1,75 %
Дания - 1,98 %
Франция - 1,84 %
Германия - 1,61 %
Италия - 2,18 %
Япония - 3,13 %
Нидерланды - 1,69 %
Испания - 1,91 %
В среднем для пострадавших в войне стран - 2,01 %
Не пострадавшие в войне
Рост ВВП на душу населения
Австралия - 1,59 %
Канада - 2,17 %
Ирландия - 2,08 %
Швеция - 1,96 %
Швейцария - 1,72 %
Великобритания - 1,41 %
США - 2,00 %
В среднем для не пострадавших в войне стран - 1,85 %
Обратите внимание, как близок показатель роста к 2%, у тринадцати стран увеличение ВВП на душу населения имеет значение от 1.6% до 2.4% в год. Как будто неведомые силы – вроде экономического круиз-контроля – постоянно повышали производительность на 2% в год, не больше и не меньше. Также обратите внимание на практически полное отсутствие разницы темпов роста стран, испытавших тяготы войны, и государств, не затронутых войной. Опустошение, вызываемое войной, очевидно, не имеет длительных негативных последствий для экономического развития наций.
Таблица 1–1 и Рисунок 1–6 иллюстрируют еще одну приятную особенность Западных экономик – а именно то, что богатейшие страны 1900-х годов стремились к росту к концу двадцатого века слабее, в то время как наибеднейшие за тот же период стремились к росту сильнее. Другими словами, благосостояние на душу населения для наиболее развитых стран имеет тенденцию сходиться к одному уровню. Япония, которая в начале двадцатого века была, одной из беднейших среди рассматриваемых стран, показала рост продуктивности на уровне 3% в год, в то время как лидер 1900 года – Великобритания – росла в продуктивности только на 1.4% в год.
Наиболее показательным примером устойчивости западных экономик – тенденции «нагонять» – является восстановление ВВП на душу населения послевоенных Германии и Японии. Действие опустошающих сил экономической механики, вызванных годами войны, наиболее наглядны в левой части графика на Рисунке 1–7. Япония начала Вторую мировую войну с ВВП на душу населения равным 40% от ВВП США, к концу войны этот показатель снизился всего лишь до 15%. ВВП на душу населения Германии упал с уровня 80% по сравнению с США до уровня 40% за тот же период. Но к концу 1960-х обе нации превысили предвоенный ВВП на душу населения при сравнении их с США.
В эпоху, предшествующую новейшей истории, подобный возврат из «небытия» был невозможен: ВВП на душу населения в Китае после расцвета во времена правления династии Санг (Sung Dynasty), практически не поднимался в течение семи веков после монгольского нашествия. Западная машина роста уменьшает размеры катастрофы завоевания до всего лишь исторического всплеска. К 1990 году ВВП на душу населения Японии вырос настолько, что приблизился к уровню США. Просвещенная политика победителей Второй мировой войны была важным фактором быстрого восстановления экономик Японии и Германии. Подобных благотворных факторов не было после поражения Германии в Первой мировой войне. Тем не менее, несмотря на наказание Германии в Версале, ей потребовалось всего два десятилетия, чтобы восстановиться и завоевать большую часть Европы.
Начало девятнадцатого века не возвестило о преобразовании каждого уголка планеты. Прежде всего, процветала только Европа и ее отростки Нового Мира. Тем не менее, в течение следующих двухсот лет Западная модель экономического роста перекинулась на весь земной шар.
До 1820-го года, были только всплески наступающего процветания. Согласно оценкам Мэдисона, ВВП на душу населения в Европе 1500 года н.э., соответствующее 774$, достигло 1100$ в Италии эпохи Ренессанса [17]. Но итальянское относительное процветание долго не продлилось. После 1500 года началась стагнация, пока Голландия не начала свой уверенный экономический рост. Примерно в то же самое время в Британии также начался экономический рост, но он был медленнее, чем в Голландии.
«Славная революция» (1688-89; государственный переворот, завершившийся свержением Якова II и утверждением на престоле Вильгельма III Оранского и его супруги Марии. Прим переводчика) дала Англии стабильную конституционную монархию, а также голландского короля, и все самое лучшее, что было в голландских экономических институтах. Кроме того, успехи голландских рынков капитала пересекли Северное море. Тем не менее, для того чтобы достаточным образом увеличить экономический рост Англии потребовалось более века. Не ранее чем в середине девятнадцатого века уровень жизни англичан сравнялся с уровнем жизни голландцев, и то это произошло только после многолетней морской блокады Голландии Англией, которая последовала после завоевания и эксплуатации Голландской Республики Наполеоном.
Британия наполнила свои заморские колонии не только людьми, но, что более важно, правовыми, интеллектуальными и финансовыми институтами. Но великие экономические преобразования во всей остальной Европе и Азии начались намного позже. Их эффект был не очень стабилен. Как видно на рисунке 1-8, «взлет» Английской, Японской и Китайской экономик начался в 1820, 1870 и 1950 годах соответственно.
Зачем нужно исследовать это болото начала современной истории? Затем, что где-то в районе 1820 года, мир перешел через поворотную точку своего развития. Затем, что курс человеческого экономического прогресса может быть связан с чахлым ростом молодых «побегов», по аналогии с энергичным и устойчивым ростом дуба. Затем, что история о том, как права собственности, научный рационализм, рынки капитала, а также транспортная и коммуникационная системы, в конечном счете, вошли совместно и уверенно в девятнадцатый век, создавая современную машину процветания, и являясь основой современной жизни.
Чтобы начать исследование уровня жизни Западной Европы времен до 1600 года, следует вспомнить четыре условия возникновения экономического прогресса. Где-то в глубине веков сформировались четыре важнейших фактора начала экономического роста.
Продолжение.
http://www.efficientfrontier.com/ef/404/CH1.HTM
http://ggenchi.livejournal.com/3756.html
ЖЖ-сообщество

Узнать, на каком месте этот блог в TOP-100 блогов финансовой тематики