fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Category:

ОФБУ и кризис

Финансовый кризис (давайте уже называть вещи своими именами) внезапно ударил по сфере, от которой не ожидали никаких особых неприятностей – по Общим Фондам Банковского Управления – ОФБУ. Жертвой оказались пайщики некоторых ОФБУ банка Юниаструм.

При сравнении ПИФов и ОФБУ эксперты не раз отмечали, что ОФБУ более рискованны по своей природе, чем ПИФы, в силу сразу нескольких факторов:

- во-первых, из-за более широкого спектра доступных инструментов, которые могут падать в цене даже более резко, чем акции-облигации-недвижимость.
- во-вторых из-за отсутствия общих ограничений на доли инструментов в портфеле (каждый банк определяет их в декларации сам).
- в третьих, из-за концентрации функций управления, учета и контроля в одних руках.
Все это делает ОФБУ потенциально намного более рискованными инструментам, приближая риски в ОФБУ к рискам хэдж-фондов.

ФСФР неоднократно обращала внимание на повышенные риски в ОФБУ. Однако деятельность ОФБУ регулируется не ФСФР, а Центральным Банком РФ. Поэтому пока не было прецедентов, никаких серьезных мер, направленных на ограничение рисков, не принималось. Зато ЦБ принял в прошлом году инструкцию, которая обязывала потенциальных пайщиков подписываться под тем, что они ознакомлены с подробным перечнем рисков, возникающих при покупке паев ОФБУ. ЦБ, таким образом, попытался застраховать себя от любых возможных проблем в подконтрольных ему учреждениях.

И вот гром грянул. Сначала пошли сообщения о том, что ОФБУ Юниаструма задерживают выплаты пайщикам, а котировки стоимости паев никак не отражают стоимость активов, в которые они вроде бы должны быть вложены. Например, с начала сентября по 29 сентября котировки паев фонда золота упали на 57,5%, притом, что само золото за это время выросло на 9,6%. А 30 сентября стоимость паев сразу нескольких фондов упала на 90% и более. Фактически, пайщики остались ни с чем.

Тем, кто хочет подробно узнать, что же именно произошло, отсылаю к следующим ресурсам. Для повышения собственной финансовой грамотности понять анатомию этого кризиса будет полезно:


Ветка форума "Юниаструм Банк" на сайте ЦФО
.
Обращу внимание на то, что обсуждение темы началось еще
в середине лета, когда еще ничего, казалось бы, не предвещало
больших проблем.

Статья "Фондовые Алхимики", "Ведомости", 29.09.08


Статья "Золото не блестит", "Ведомости", 30.09.08


Ветка форума "Ситуация в ОФБУ Юниаструмбанка" на сайте РТС

(осторожно, там уже около 3000 сообщений!)

Любительское видео со встречи руководства фондов с пайщиками
30 сентября
, сделанное кем-то из участников встречи.
Ну и, конечно, ЖЖ ЦФО

Понимать анатомию происходящего желательно, чтобы не обвинять в произошедшем кого попало, как делает, к примеру, автор письма, полученного мною сегодня утром.

Сергей, доброго времени суток!

Я прохожу ваш курс. Но вопрос не совсем по курсу.

В пятницу, 27 сентября, государство забрало все облигации из ОФБУ Фондов "Премьер" Юниаструм - банка, тем самым, обрушив собственно пайщиков на 90%. А что в других ПИФах? И как вы думаете, возможно ли такое же с пенсионными фондами и страховыми накопительными программами? Ведь они строят свой портфель именно на государственных облигациях!

И что ж получается? Государство продало населению свои облигации (свои долги). А потом просто залезло в карман и украло свои расписки! У нас что, опять коммунизм настал?

И можно ли как-то вернуть всё это обратно?


С.С.:
Не стоит кого-либо обвинять, не разобравшись в ситуации. Государство тут не при чем.

Управляющие ОФБУ Юниаструма (далее – УК) на некоторую часть портфеля покупали облигации. Разные облигации, по большей части не государственные, а коммерческие. Облигаций контор с гос. участием (типа АИЖК) в портфелях фондов Премьер было немного.

Далее управляющие ОФБУ Юниаструма отдавали эти облигации в РЕПО (чтобы было проще понимать, считайте, что в залог для получения кредита, хотя юридически это вещи разные). Хочу подчеркнуть, что в РЕПО облигации отдавались также вовсе не государству, а обычным коммерческим структурам – банкам и т.п. Далее на эти деньги снова покупались облигации, они снова отдавались в залог и т.п. При растущем рынке это позволяло повысить доходность вложений, и, таким образом, компенсировать текущие расходы и комиссии УК. А оставшиеся деньги УК вкладывала во фьючерсы, которые и показывали доходность, близкую к доходности рынков золота, нефти, Китая, ЮАР и других рынков, фигурировавших в названиях фондов Премьер.

Пока все шло хорошо – схема работала. Фонды показывали результаты, близкие к динамике индексов, которые они и должны были копировать.

Однако в условиях свалившегося кризиса рынки перестали работать в нормальном режиме. В частности, рынок облигаций просто встал – с него исчезли покупатели.

В кредитных договорах обычно прописывается условие – если стоимость залога падает ниже стоимости взятого кредита, то залогодатель обязан либо пополнить залог, либо право собственности на залог переходит к кредитору. Аналогичное условие есть и в договорах РЕПО. Поэтому когда стоимость облигаций резко упала, исчезла возможность их продать, и одновременно при этом усилился отток пайщиков из фондов, управляющие сначала, дабы пополнить ликвидность, продали ту часть портфелей, которая была вложена в фьючерсы (она оказалась более ликвидна), оставив в портфелях только облигации. Однако этих денег хватило ненадолго. Цены облигаций продолжали падать, вкладчики продолжали забирать деньги из фондов. В результате облигации (как обеспечение по кредиту, который заемщик не в состоянии ни погасить, ни хотя бы обеспечить поддержание залога) перешли в собственность кредиторов.

Еще раз повторюсь, государство никакого отношения к произошедшему не имело. Оно не выступало ни в качестве эмитентов облигаций, ни в качестве кредиторов, впоследствии забравших облигации как залог, по которому заемщик не смог расплатиться. Да и эти коммерческие организации обвинять в чем-то бессмысленно – они поступали со своей точки зрения совершенно правильно, делая в сложившихся условиях ровно то, что и должны были делать, иначе пострадали бы интересы их клиентов – вкладчиков банков и т.п.

Конечно же, государство можно обвинить в том, что оно:

1. не обеспечило нормальную работу финансовых рынков
2. (в лице ЦБ) не осуществляло должного надзора за ОФБУ, позволив управляющим построить рискованную пирамиду РЕПО из облигаций.

Но уж точно государство никаких облигаций ни у кого не отбирало.

Можно ли вернуть что-либо обратно? Думаю, вернуть обратно что-либо уже почти нереально. Этих денег уже нет. Есть призрачный шанс (подчеркиваю, на мой взгляд, он довольно призрачный) предъявить судебные претензии к банку Юниаструм, как к организатору доверительного управления, который не обеспечил управление активами должным образом. И попытаться через суд получить от банка компенсацию. Но ответ "возможно ли это?" я давать не возьмусь, это – вопрос к грамотным юристам.

Может ли что-то похожее произойти с пенсионными фондами и накопительными страховыми программами? Надеюсь, что нет. Регулирование этих финансовых институтов должно быть куда более жестким, нежели у ОФБУ. Даже у ПИФов регулирование намного более жесткое, построить пирамиду РЕПО в рамках правил ПИФов не удастся. Правда, надо сказать и от ОФБУ, при всех претензиях к ним, вряд ли кто-то ожидал нечто подобное.

Что будет дальше? Дальше, думаю, последует ужесточение норм регулирования ОФБУ. Есть высокая вероятность того, что ФСФР наконец-то получит то, чего она так долго добивалась - право регулировать ОФБУ. А возможно "закручивание гаек" произойдет в рамках ЦБ.

Отмечу также, что случившееся наверняка ударит по имиджу профессии с названием "инвестиционный консультант", поскольку большая часть ОФБУ Премьер распространялась именно людьми, которые называли себя инвестиционными консультантами. По одним сообщениям, эти люди уже уволены из структур Юниаструма. По другим – ушли сами, не желая нести ответственность за происходящее. Не хочу бросать лишний камень в сторону этих людей. На мой взгляд, проблема не в их порядочности, а в их недостаточной компетентности – они и сами не понимали, какой продукт они продают.

С другой стороны, нет худа без добра. Надеюсь, люди наконец-то начнут осознавать разницу между действительно независимыми инвестиционными консультантами, и теми, кто представляет интересы конкретной компании, реализуя ее финансовые продукты.

Tags: ОФБУ, кризис
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment