?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

Про ученых

Раз уж в комментариях к посту «Три буквы перед фамилией» зашла речь о том, что образованность и ученые звания должны вызывать уважение сами по себе, хочу опубликовать (с незначительными изменениями) старый рассказ, написанный мною еще в 2004 г. для рассылки «Психология НЕ для всех» о моем опыте работы «в науке».

* * *

Наука есть лучший современный способ удовлетворения
любопытства отдельных лиц за государственный счет.
Лев Арцимович


В студенческие годы я, как и многие студенты, искал возможность подработки параллельно с учебой. Я неплохо программировал, и мой друг помог мне устроиться на работу программистом на одну из кафедр в Институт Физкультуры. Да-да, не удивляйтесь и не смейтесь, есть такой институт - Всесоюзный Научно-исследовательский Институт Физической Культуры.

Кафедрой руководил крайне интересный человек. Фамилию называть не буду, лучше опишу. "Глыба, матерый человечище" - это не про него, но вполне похоже. В прошлом он был выдающимся спортсменом, кажется, по части толкания ядра. Когда возраст или здоровье уже не позволяли ему стремиться к высоким спортивным достижениям, его назначили руководить кафедрой в Институте Физкультуры. И присвоили ему звание академика.

Вы хорошо представляете себя толкателя ядра, назначенного академиком?

Когда я устраивался на работу, меня привели на будущее рабочее место - в комнату, где стоял компьютер. Вдоль стены этой комнаты от стены до стены и от пола до потолка стояло друг на друге множество железных ящиков с кнопочками, лампочками и измерительными приборами. Штук пятьдесят ящиков размером каждый с современную микроволновую печь. Все разные. Ящики были покрыты толстым слоем пыли, и было понятно, что ими очень давно не пользовались.

- А что это за приборы? - спросил я.

- А это у нас диссертации защищают - с гордостью объяснили мне. - Чтобы диссертацию защитить, нужно свой прибор сделать. Как диссертацию защитят, сюда ставят.

Моя работа на кафедре сводилась к двум вещам.


Во-первых, я раз в неделю должен был участвовать в проводимых на кафедре совещаниях. На совещаниях обсуждались вопросы подготовки сотрудников кафедры для соискания научных степеней. К науке эти совещания не имели никакого отношения, разговоры велись, в основном, о том, в какой город нужно съездить и с какими организациями наладить дружественные контакты, чтобы получить положительные отзывы на свои разработки. Что они могут сделать для нас, и что в ответ мы можем сделать для них. Люди отправлялись в командировки и отчитывались о них. Объем финансирования кафедры зависел от количества успешно защищенных научных разработок, поэтому именно этим и занимались. Попутно ругали за безделье коллег с других кафедр и институтов и придумывали, как доказать свою полезность на их фоне. Это обсуждение обычно плавно перерастало в воспоминания академика о своей спортивной молодости, как он гнул пятаки и тягал штанги. Я был молодой и зеленый, поэтому, в основном, сидел и слушал.

А во-вторых, я занимался силовым джойстиком.

Вы не знаете что такое силовой джойстик? Сейчас расскажу. :))

Что такое обычный компьютерный джойстик представляете? В те годы (речь идет про 1992 – 1993 гг.) джойстик был редкой диковинкой, и мало кто знал, что это такое. Кому-то пришла в голову следующая идея. Палку джойстика засунули в длинную (примерно полметра) железную трубу. Трубу через мощную стальную пружину приварили к массивной железной подставке, которая, в свою очередь, была привернута к полу. В результате, сдвинуть с места рукоятку джойстика можно было, только приложив к ней значительные физические усилия.

А я, знаете, чем занимался? Писал для этого силового джойстика классическую игрушку "Питон". Знаете, такая сейчас есть, наверное, в каждом мобильном телефоне - змея ползает вверх-вниз и вправо-влево, ест кроликов, и каждый раз ее длина прирастает, пока она не врежется в стену или не съест свой хвост.

Научная новизна идеи была в следующем: чтобы увлеченные игрой в "Питона" спортсмены таким образом, незаметно для себя, наращивали свою мышечную массу. :))

Вы не смейтесь, но это была тема чьей-то то ли кандидатской, то ли докторской диссертации.

А друг мой занимался следующей "научной разработкой".

Где-то за границей купили миниатюрный приборчик для измерения пульса. Такая маленькая коробочка со светодиодом на крышке. Прикладываешь ее к запястью - и светодиод вспыхивает в такт пульса, легко позволяя его измерить. Вся прелесть этой игрушки была в ее портативности - размером она была не больше спичечного коробка - этакое чудо капиталистического мира.

Научные исследователи-физкультурники раскурочили эту коробочку и вместо светодиода вывели из нее два провода на плату компьютера. Мой друг написал программу отображения на компьютере в виде графиков. Портативность прибора была навсегда утрачена, зато появилась тема для чьей-то очередной диссертации.

Ну и как вы думаете, хоть кому-нибудь был нужен труд этих научных мужей? Мы с приятелем не менее года получали зарплату за эту фигню, прекрасно понимая, что ничего полезного для науки мы не делаем. Но наши полставки младших научных сотрудников - это ерунда по сравнению с содержанием этих кандидатов, профессоров и академиков-тяжеловесов.

Наша беда в том, что мы слишком часто не понимаем, что именно скрывается за громкими словами "ученый", "профессор", "академик". Нам внушили, что люди с такими званиями заслуживают уважения сами по себе, и мы перестали задавать себе вопросы о том, чем же на самом деле они занимаются, и на что идут государственные деньги на поддержку науки.

На мой взгляд, лишение большинства этих околонаучных дармоедов государственного финансирования во многих случаях будет только благом для страны. Если эти люди на самом деле чего-то стоят - они сумеют себя продать за достойную цену. Если они не умеют себя продать, то кто вам сказал, что они на самом деле талантливы? Это они друг про друга говорят? А вы то им с какой радости верите? Уж не потому ли, что нас всех с детства приучили, что мы должны гордиться своей наукой?

Поразмышляйте над этим.

И, напоследок, анекдот в тему.

Перед учеными поставили задачу: предсказать исход скачек, всем желающим принять участие в проекте выдали по $100 тыс. Результаты:
Биолог:
- Я провел всесторонний анализ анатомии лошадей, нужно замерить вес, рост, объем мышц, объем легких, длину хвоста и цвет глаз у каждой лошади, и по моим таблицам определить, какая из них добежит первой.
Матстатистик:
- Я собрал данные о забегах, начиная со 16-го века на всех ипподромах мира и теперь по дате забега и погоде могу предсказать, какая лошадь выиграет.
Физик-теоретик:
- А можно выделить еще $200 тыс. для окончания исследований?
- Ну вы хоть что-нибудь уже сделали?
- Конечно, построил модель для шарообразной лошади в вакууме.


Comments

( 55 комментариев — комментировать )
genetik
18 авг, 2009 13:17 (UTC)
Не могу привести ни одного реального примера ученого, который не смог реализовать своей докторской стпени через рыночные отношения. Но реально знаю людей, которые: не способны продавать себя (на них бы молиться с их-то трудоспособностью и талантами), работают за гроши над тем что интересно и важно, работают плодотворно, плоды достаются непонятно кому, их это не парит, вообще к жизни не приспособленные, но имеют 2-3 детей - ютятся в каморках аспирантских общежитий...
Это все, понятно, не в рамках парадигмы вашего журнала, но такие люди все еще есть, все еще живы и будут жить.
Хиппи от науки, наверное. Но вот ваши инсинуации про "к.е.н." - просто грубое оскорбительное обобщение, наверное.
fintraining
18 авг, 2009 14:16 (UTC)
Я верю, что есть и истинные ученые, о которых Вы говорите.

Но, поверьте, и людей, которые носят высокие ученые звания, но при этом способны лишь на изображение бурной деятельности и очковтирательство с целью получения гос. финансирования, у нас в те годы было огромное количество. К сожалению, мне пришлось долго вращаться в среде, где именно такие люди преобладали. Возможно, сейчас что-то и изменилось, мне трудно судить. Описано то, что я наблюдал собственными глазами, и более того, сам в этом участвовал.
(без темы) - genetik - 18 авг, 2009 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 авг, 2009 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - net_easy - 18 авг, 2009 22:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - net_easy - 19 авг, 2009 08:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 19 авг, 2009 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 11:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - net_easy - 19 авг, 2009 11:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 19 авг, 2009 11:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 20 авг, 2009 07:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 20 авг, 2009 07:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ottern - 19 авг, 2009 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 19 авг, 2009 15:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ottern - 20 авг, 2009 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 20 авг, 2009 09:00 (UTC) - Развернуть
ekr
18 авг, 2009 13:38 (UTC)
>построил модель для шарообразной лошади в вакууме.
У нас это звучало как "сферической" ))
fintraining
18 авг, 2009 14:23 (UTC)
Да, пожалуй, именно так. Просто правильное слово не вспомнилось. :)
biryak
18 авг, 2009 13:42 (UTC)
Видимо, это в Институте Физической Культуры такие дармоеды были ))). Про свой Институт Физики Полупроводников могу только с гордостью вспоминать. Люди творят науку. Просто мы этого не видим - большой разрыв между реализацией и исследованиями. Вот и создается образ дармоедов.
syncromechanica
18 авг, 2009 13:44 (UTC)
> большой разрыв между реализацией и исследованиями

эффективные собственники этого не понимают - то что не подлежит немедленной конвертации в бабло и понты/телок, по их мнению - лузерство и лоховство
(без темы) - fintraining - 18 авг, 2009 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - biryak - 18 авг, 2009 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 18 авг, 2009 15:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 08:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fintraining - 19 авг, 2009 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steissd - 19 авг, 2009 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 20 авг, 2009 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steissd - 20 авг, 2009 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 20 авг, 2009 20:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - steissd - 20 авг, 2009 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - megavolt_ex - 20 авг, 2009 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 19 авг, 2009 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 19 авг, 2009 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 19 авг, 2009 12:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 20 авг, 2009 07:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 20 авг, 2009 07:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - syncromechanica - 20 авг, 2009 08:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 20 авг, 2009 09:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ottern - 19 авг, 2009 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitard - 19 авг, 2009 16:34 (UTC) - Развернуть
pipiyana
18 авг, 2009 16:27 (UTC)
Такие "доктора" везде есть, не только в науке.
dvornickus
18 авг, 2009 20:27 (UTC)
Вот даже не знаю куда свою кафедру отнести. Результатов практически полезных так и нет, больше разговоры.. Но и диссертации особо не защищаются. :))
tvaryu_ka
18 авг, 2009 22:01 (UTC)
"По утрам в большом осеннем парке я встречал человека, который подстригал фонтаны. У него были кожаный фартук, большие мокрые ножницы и деревянная расческа.
Он ходил вдоль фонтанов, которых было в парке очень много, и подстригал ножницами водяные струи. Но вода капризна, она оставалась на том же уровне... А самое удивительное, что на лице этого человека не было раздажения, скорее, наоборот...
Однажды, когда он закончил свою работу, мы встре­тились с ним в кафе за стаканом вина. Я спросил его, почему он выбрал такую странную профессию?
Он подумал и, прищурив глаза, оказал, что на свете много профессий гораздо более бесполезных и много профессий совсем ненужных. И особенно часто люди любят подрезать, подстригать и вообще подравнивать, а это так тоскливо и неинтересно. И, скажите, кому нравятся подстриженные деревья?
- И, может быть, главное в моей профессии, - сказал, улыбнувшись, человек, который подстригал фон­таны, чтобы люди, придя в парк, поняли: не все на свете можно стричь, а уж тем более - под одну гре­бенку."(с)Леонид Енгибаров
eking_go
19 авг, 2009 14:45 (UTC)
Добавлю своих 5 копеек...
...как физик по образованию.

Прежде всего правы syncromechanica и steissd. Причем я говорю правы не в том смысле, что я с ними согласен (а я с ними согласен, но не в этом дело), а в том, что заранее предсказать, что получиться из того или иного исследования - невозможно. невозможно в принципе.

Наука - это стрельба наугад - никогда не знаешь, куда попадешь и попадешь-ли. Но по статистике, чем больше выстрелов - тем больше улов. Хотя, повторюсь, ни количество, ни качество улова, предсказать заранее невозможно.

Далее - качество человека как ученого и как "продавца себя" - это разные качества. Точно так-же человек может уметь петь и танцевать, а может только уметь петь или только танцевать. Но в отличие от танца и пения, оценить вклад в науку можно только спустя время, да и то неизвестно какое.

Человек может заниматься чистой математикой, разрабатывать методы анализа и решения класса уравнений. И сейчас этот класс уравнений НИГДЕ не используется. И с точки зрения инвестиции - они не нужны, но лет через 200 эти уравнения "вдруг" появятся в какой-нибудь модели окружающего мира. И решения их уже искать будет не нужно. Или они так никому и не пригодятся.
fintraining
19 авг, 2009 15:36 (UTC)
Re: Добавлю своих 5 копеек...
Да пусть себе занимаются в свое удовольствие чистой математикой или чем-либо подобным.

Вопрос в том, стоит ли из гос. средств платить за это? Если решить, что стоит, то сразу же вокруг появляется куча мелких жуликов, которые ничего из себя в научном плане не представляют, но стремятся урвать свою частичку халявы.

Большой вопрос, существует ли зависимость между финансированием науки и научными открытиями. Подавляющее большинство научных открытий было сделано вовсе не теми, кто находился на государственных дотациях. А теми, кто имел приработок и параллельно, ради собственного удовольствия и по другим мотивам занимался «чистой» наукой.
tolut
12 окт, 2009 11:55 (UTC)
...
Шикарный пост :-)
Разрешите я его сокращу: "Я пинал куи в Институте физкультуры, значит, все во всех институтах пинают куи". И народные средства в диких количествах жрут. Пусть лопатами машут, дармоеды.

З.Ы. Экономисты - это такие затейники... Кладезь непосредственности :-)
fintraining
12 окт, 2009 12:19 (UTC)
Re: ...
Если б только я... Там, вроде, по тексту должно быть понятно, что это делал далеко не только я. Более того, я не могу припомнить там людей, которые бы не пинали.

И если б только в Институте Физкультуры...
psycoanalitic
30 окт, 2009 09:58 (UTC)
интересный рассказ, о нем прочел в инфопорне. Незнаю насчет действительно ли все эти дисеры - фуфел, просто в них надо вложить немного времени/труда/бабла соответственно чтобы они дали %. Только человек ,который обладает большим количеством КЦ, способен превратить эти идеи во благо. Например этот простой прибор с мигающим диодом очень был бы полезен в скорой например, хотя мне кажется что он уже есть в продаже, наверняка ведь когда его разрабатывали так же думали "фигня типа". Хотя конечно общий мессэдж ясен и грустен ) Но современный капитализм решит эту проблему, если найдется инвестор и бизнес консультант, и он не против будет потратить бабла ) не то что мы с вами :)
( 55 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования



Другие ресурсы:

Facebook: http://facebook.com/fintraining.spirin

VKontakte: http://vk.com/fintraining

Twitter: http://twitter.com/fintraining

YouTube: http://youtube.com/fintraining01

Telegram: https://t.me/fintraining

Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5a526e7d8651650f4666cbc1

Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner