fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Category:

ЦБ рассказал, как россиян обманывают в банках

Любовь Маврина
Ведомости
23 августа 2020 г.

Самые частые нарушения – навязывание услуг и введение в заблуждение насчет их доходностей

Финансовые организации навязывают гражданам продукты и услуги, вводят в заблуждение о доходности продуктов и способах расторжения договоров, а также проводят псевдоконсультации, сообщил Банк России. Так, только в 2019 г. ЦБ получил 3400 жалоб в отношении недобросовестных практик продаж, 2000 из них – в отношении навязывания в офисах кредитных организаций финансовых продуктов, говорится в новом докладе регулятора. В первом полугодии 2020 г. доля жалоб на кредитные организации среди всех поступивших в ЦБ жалоб выросла с 57,5 до 71,9%. Проанализировав их, регулятор описал 14 недобросовестных банковских практик, предложив меры по борьбе с ними. Такие, как «добросовестные» сценарии общения для банковских консультантов, аудио- или видеофиксация их разговоров с клиентами и переобучение сотрудников.

Впрочем, эксперты считают, что это не поможет исправить ситуацию. «Мисселинг (подмена продуктов, когда, например, вместо депозита клиенту предлагают инвестиционное страхование жизни, утверждая, что это практически то же самое. – «Ведомости»), навязывание продуктов и услуг, введение в заблуждение клиентов – эти проблемы ЦБ не может решить в течение пяти последних лет, – отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Рекомендация записывать общение сотрудников банка с клиентами тоже не решит эти проблемы из-за ее юридического статуса – выполнять ее не обязательно».

Не способствуют решению проблемы мисселинга и другие меры, уже принимаемые Банком России. «Основной путь – повышение финансовой грамотности инвесторов, – считает руководитель образовательных проектов AssetAllocation.ru, FinWebinar.ru Сергей Спирин. — К сожалению, существующие сегодня окологосударственные программы финансовой грамотности (под эгидой Банка России, Минфина, Роспотребнадзора и т.п.) обучают инвесторов совсем не тому, чему надо было бы обучать, в том числе крайне мало внимания уделяя борьбе с мисселингом».

В других странах уже есть примеры успешной борьбы с недобросовестным поведением финансовых организаций, отмечают эксперты. Так, в Великобритании по результатам расследования было принято решение о полном возврате всех денежных средств клиентам, в отношении которых применялись недобросовестные практики. В итоге банки вернули гражданам в общей сложности порядка 50 млрд фунтов. «Этот прецедент быстро остановил недобросовестные практики в Великобритании», – отмечает Янин. Кроме того, в борьбе с недобросовестными практиками помогут законодательные изменения, которые дадут гражданам возможность получать свои деньги обратно, считает эксперт.

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/08/23/837494-tsb-rasskazal

Ближайшие учебные курсы:


14 сентябрябесплатный вебинар Сергея Спирина "Портфель лежебоки 10 лет спустя, или как за 22 года увеличить капитал в 325 раз"
21 - 25 сентябряучебный курс Сергея Спирина "Инвестиционный портфель 2020 - Часть 1. Структура портфеля или Стратегия"
05 - 09 октябряучебный курс Сергея Спирина "Инвестиционный портфель 2020 - Часть 2. Наполнение портфеля или Тактика"
28 сентября - 22 октябряЛичные финансы и инвестиции: как вложить деньги без ошибок (на базе проекта "Нетология")
Tags: мисселинг, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment