Потому что есть один индикатор, который просто кричит об этом. И этот индикатор легко доступен для анализа всем желающим – это ставки по банковским депозитам.
Ставки взлетели с лета прошлого года примерно раза в полтора, и не хотят снижаться, даже несмотря на сильное административное давление на банки со стороны ЦБ и чиновников других ведомств.
Чем можно объяснить такой стремительный взлет?
Ростом инфляции? Нет, инфляция по сравнению с прошлым годом заметно не выросла. Даже напротив, общая нехватка денег в стране привела к тому, что производители и продавцы вынуждены снижать цены на отдельные группы товаров. По официальным данным инфляция в этом году инфляция пока держится на уровне ниже, чем в предыдущем.
Повышением ставок кредитования? Опять нет. Крупные государственные банки (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк) под давлением «сверху» вынуждены ограничивать кредитные ставки. Средние и мелкие банки подняли ставки по кредитам, однако при этом резко сократили масштабы кредитования, ужесточив требования к заемщикам. Объемы кредитования резко упали, многие банки, по сути, вовсе свернули выдачу новых кредитов, ограничиваясь лишь вынужденной пролонгацией ранее выданных (и невозвращаемых заемщиками!) кредитов.
Желанием вложить привлеченные деньги в иностранную валюту и заработать на последующей девальвации рубля? Крайне опасная, рискованная стратегия. При некотором стечении обстоятельств она может сработать, но риск огромен. Сознательно делать ставку на девальвацию – почти самоубийство.
Тогда в чем же дело? Ведь привлеченные банками деньги должны работать, давая еще более высокую отдачу, чем те 16-18% годовых, под которые деньги привлекаются у населения. Чтобы отбить такие ставки привлечения, с учетом издержек, налогов, зарплат и т.п. средства должны приносить банку заранее прогнозируемый доход около 25-30% годовых. А таких инструментов в настоящее время на российском рынке нет.
Ответ простой: многие средние и мелкие банки вынуждены привлекать деньги у населения по любым ставкам, лишь бы заткнуть дыры в своих балансах, вызванные массовыми невозвратами кредитов со стороны заемщиков из реального сектора.
16-18% годовых по депозитам – это не попытка заработать. Это попытка выжить. Или, еще точнее, это попытка чуть подольше побарахтаться на поверхности воды в надежде на чудо.
Но чуда ждать неоткуда. Чудо в виде дешевых государственных денег свалилось лишь на очень ограниченный круг крупных государственных банков, названных «системообразующими». Эти банки смогли государственными деньгами закрыть разрывы, возникшие из-за невозврата кредитов. Остальным это не удалось и не удастся: деньги дают лишь тем, кого можно хоть как-то проконтролировать. Никто не будет спасать средние и мелкие частные банки, бизнес которых непонятен никому, кроме их владельцев. Никто из чиновников или руководителей госбанков не хочет на скамью подсудимых за растрату государственных средств.
Поэтому сценарий простой. Некоторое время средние и мелкие банки с дырами в ликвидности будут и далее продолжать пытаться продержаться на плаву подольше, привлекая средства населения по завышенным ставкам себе в убыток. Но долго работать в убыток невозможно, и рано или поздно это закончится. И скорее рано, чем поздно. Кстати, если чиновники попытаются административными методами ограничить ставки привлечения средств, это приведет лишь к тому, что развязка наступит быстрее.
Поэтому вторая волна проблем в банковском секторе, на мой взгляд, практически неминуема. Скорее всего, она накатит осенью. Впрочем, сроки прогнозировать намного сложнее, чем сам факт наличия проблем, поэтому при плохом раскладе все может посыпаться уже в августе. А при хорошем раскладе, возможно, сможем дотянуть и до зимы.
Судя по отдельным сообщениям из прессы, чиновники из правительства и ЦБ это понимают, хотя и вынуждены на официальном уровне уверять, что «все под контролем». Симптоматично в этом смысле интервью Турбанова, где он говорит, что АСВ (Агентство по страхованию вкладов) уже зарезервировало около 300 млрд. рублей на выплаты в результате возможных банкротств. То, что деньги в таком объеме получены ЗАРАНЕЕ (!!!) – факт беспрецедентный. Это означает, что в банкротствах отдельных банков из числа «середняков» уже мало кто сомневается. Впрочем, повторюсь, на официальном уровне мы будем и дальше слышать «все хорошо, прекрасная маркиза». И это, в общем-то, правильно, ни к чему заранее беспокоить население, иначе развязка просто наступит раньше. А поскольку у нас привыкли надеяться «на авось», то развязку постараются максимально возможно оттянуть, даже несмотря на то, что более раннее ее наступление могло бы сэкономить средства на ликвидацию последствий.
Впрочем, давайте не будет чрезмерно сгущать краски. Далеко не все банки находятся в тяжелом положении. Скорее всего, ничего особо серьезного не угрожает крупным государственным или частично государственным банкам. Многие частные средние и малые банки также вели вполне взвешенную кредитную политику и имеют неплохие шансы успешно пережить «вторую волну». Думаю, «накроет» лишь до нескольких десятков банков из числа средних и малых и, возможно, отдельные банки из числа первой сотни. Апокалипсиса ждать не стоит, банковская система просто пройдет через очередную очистку от тех, кто не уделял должного внимания рискам.
Просто обычным вкладчикам и держателям счетов в банках лучше бы быть ко всему этому готовым.
P.S.
Кросспосты, как всегда, приветствуются.