fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Categories:

Про очень странную борьбу с жуликами

Ниже приведены примеры задач из учебника «Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в трех томах, Том 1 для обучающихся 1 – 4 классов», подготовленного и выложенного на сайте Банком России.

Когда вы их прочитаете, напишите, пожалуйста, какие мысли или эмоции они у вас вызывают. Мои впечатления приведены ниже, после примеров.

***

Задача 2.10.
У Сергея на счету было 600 руб. Он потратил в столовой 120 руб. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8919999-9999 в течении 10 минут 250 руб. и эта сумма тебе вернется в два раза больше». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Сергея останется денег, если он отправил указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправил?

Задача 4.14.
Некоторые финансовые организации предлагают кредиты под проценты, не указывая в какой период. Заемщики считают, что взяли кредит под эти проценты в неделю, а оказывается, это в день. Сколько заемщик, которого ввели в заблуждение, отдаст банку денег по истечении недели, если он взял кредит 50 000 руб. под 2% в день, как оказалось?

Задача 5.1.
Семья Антона за один год получила ложные сообщения: по e-mail 5 сообщений о выигрышах призов, 2 сообщения в личный кабинет о внесении предоплаты за покупку в интернет-магазине, 3 сообщения по СМС о переводе денег для обслуживания карты. Сколько ложных сообщений за 1 год получила семья Антона?

Задача 5.4.
Тебе «от оператора» приходит сообщение, в котором предлагается позвонить на некий номер, и за этот звонок ты получишь на свой счет 35 руб. Если ты все же получишь 35 руб., а исходящий звонок при этом тебе обойдется в 100 руб. Сколько ты потеряешь денег?

Задача 5.6. Таня нечаянно подключила к телефону платную услугу, испугалась и не сообщила взрослым. Когда родители узнали, что у Тани исчерпан лимит, они проверили телефон и определили наличие бесполезной платной услуги стоимостью 35 руб. в день. Сколько списано денег у девочки, если платная услуга была подключена 18 дней? Как нужно было поступить Тане?

Задача 5.9.
Иван получил СМС-сообщение: «Привет, друг! В этом месяце состоялся розыгрыш смартфонов. Позвони на этот телефон: 8999999-9999 и узнай свой выигрыш». Иван доверился этому сообщению и перезвонил, но автоответчик ему ответил, что все операторы заняты и следует перезвонить позже. Иван еще несколько раз перезванивал, но ему так никто не ответил. Оказалось, что это действовали мошенники и даже просто за связь с автоответчиком взималась плата 45 рублей. Сколько потерял денег мальчик, если он попытался 5 раз позвонить по телефону? 7? 10?

Задача 5.12.
Заказав электронные авиабилеты у мошенников на незнакомом интернет-сайте, покупатели потеряли в среднем 120 000 руб. Сколько было таких покупателей, если в среднем стоимость одного билета составляла 4800 руб.?

***

С.С.:
Ну и как вам это? Замечу, что это далеко не все задачки из учебника про различные виды финансовых мошенничеств. Их в учебнике гораздо больше.

С одной стороны, вроде, кажется логичным предупредить детей, чтобы не делали глупостей.

Но с другой стороны...

Во-первых (и это для меня главное), такие задачки в учебниках 1 – 4 класса мне видятся чистосердечным признанием государства в своей полной неспособности исполнять свои обязанности по борьбе с преступностью в финансовой сфере. Ведь речь идет о видах чистого криминала, попадающих под статьи Уголовного Кодекса РФ. С ними надо бороться нашей доблестной полиции, а не детишкам 1 – 4 класса об этом рассказывать.

Во-вторых, реальной пользы от таких предупреждений, на мой взгляд, немного. Каждый год рождается столько новых схем отъема денег у населения, что если ставить своей целью с детства предупреждать школьников об их конкретных вариантах, то уже через год-другой этот задачник придется серьезно переписывать с учетом нового креатива мошенников, у которых прогресс никогда не стоит на месте.

И, в-третьих, если отличница Машенька, решая эти задачи, может и задумается о том, как не попасть в лапы мошенников, то вот хулиган Вовочка может задуматься прямо о противоположном – а не начать ли «зарабатывать» деньги описанными в учебнике способами, раз это столь легко, и, похоже, безнаказанно? Я прямо-таки представляю детишек, обсуждающих друг с другом идеи из учебника на переменах: «Прикинь, круто же – ничего не делаешь, а денежки идут!»

Вот об этом, интересно, Банк России подумал?


Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterTelegramYouTube, ■ ЖЖ-сообщество Личные финансы
Tags: ЦБ, криминал, образование
Subscribe

Posts from This Journal “криминал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “криминал” Tag