fintraining (fintraining) wrote,
fintraining
fintraining

Category:

Регулирование финансовых советников - год спустя

Год назад состоялась та самая конференция НАУФОР - https://fintraining.livejournal.com/993435.html - на которой стало понятно, что попытки НАУФОР регулировать отрасль инвестиционных советников происходят при полном непонимании ее руководством того, как эта отрасль должна развиваться, и направлены на продвижение интересов финансовой индустрии.

После этой конференции произошло много событий. Произошло объединение финансовых советников. Было много встреч и контактов с ЦБ и другими участниками рынка по вопросам регулирования отрасли.

К сожалению, в итоге события пошли по наихудшему сценарию. К моменту вступления Закона 397-ФЗ в силу стало понятно, что независимые финансовые советники будут просто выдавлены из профессии регуляторными методами – требования Закона в его нынешнем виде не оставляют независимым советникам шансов им соответствовать.

По сути, вступление 397-ФЗ в силу в декабре 2018 года похоронило отрасль независимого инвестиционного консалтинга при молчаливом согласии на это НАУФОР, НФА и ЦБ. На сегодняшний день, спустя уже 4 месяца после вступления 397-ФЗ в силу, Единый реестр инвестиционных советников на сайте ЦБ включает 39 позиций (сравните, например, с США, где советников - порядка 80 тысяч), среди которых преобладают брокеры, банки, и управляющие компании, но независимых советников нет.

Похоже, что и не будет. Независимые советники от попыток попадания в реестр поголовно отказались, поскольку требования Закона оказались, по сути, невыполнимы для ведения независимого консалтингового бизнеса. Многие бывшие советники были вынуждены сменить род деятельности, некоторые ушли в подполье или в иные юрисдикции.

В связи с этим попытку ввести процесс инвестиционного консалтинга в цивилизованное регулируемое русло можно признать полностью проваленной. Существовавший до декабря 2018 года рынок независимых консалтинговых услуг похоронен. Вина за это формально лежит на «думцах», принявших Закон в виде, непригодном для использования, но фактически она в равной степени также ложится на НАУФОР и ЦБ, готовивших этот закон к принятию.

По сути, реестр ЦБ сейчас играет роль «антирейтинга» - обращаться за действительно независимым советом можно только к тем, кого в этом реестре нет. А те, кто в реестре – это специалисты не по независимым советам, а по продажам инвестиционных продуктов. Закон и подзаконные акты заставляют их при консультации обкладываться кучей бумаг, но никак не меняют сути их деятельности – ориентация на продажу своих собственных (и, возможно, крайне редко партнерских) продуктов. Независимым консалтингом там и не пахнет.

Жаль. А могли бы, как на Западе, иметь десятки тысяч новых рабочих мест, доступность консалтинговых услуг для населения, и в итоге развитие отечественного инвестиционного рынка.

P.S.
Рецепт по изменению ситуации здесь видится ровно один – внесение изменений в законодательство о рынке ценных бумаг, исключающее инвестиционных советников из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг. Но похоже, что в нынешней ситуации это просто никому не нужно – НАУФОР не нужны конкуренты, а ЦБ – лишняя головная боль.



Ближайшие семинары и вебинары:


1 июня 2-я Конференция "Портфельные инвестиции для частных лиц"
3 - 7 июняучебный курс "Инвестиционный портфель - Часть 1. Структура портфеля или Стратегия"
17 - 21 июняучебный курс "Инвестиционный портфель - Часть 2. Наполнение портфеля или Тактика"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterTelegramYouTube, ■ ЖЖ-сообщество Личные финансы
Tags: консультации, конференции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments