
На протяжении многих лет Berkshire и другим владельцам американских акций было легко процветать. В период с 31 декабря 1899 г. по 31 декабря 1999 г., если приводить действительно долгосрочный пример, индекс Доу вырос с 66 до 11’497 пунктов. (Угадайте, какие годовые темпы роста потребовались для получения такого результата? Удивительный ответ находится в конце этого раздела.) Этот огромный рост произошел по простой причине: за столетие американский бизнес развивался необычайно хорошо, и инвесторы оседлали волну своего процветания. Предприятия продолжают преуспевать. Но теперь акционеры в результате ряда ранений, нанесенных самим себе, в значительной степени сокращают доходность своих инвестиций.
Объяснение того, почему это происходит, начнем с фундаментальной истины: за редкими исключениями, такими как банкротства, в которых некоторые убытки компании несут кредиторы, самое большее, что владельцы в совокупности могут заработать между настоящим моментом и Судным днем, – это совокупная прибыль бизнесов, которыми они владеют.
Правда, если покупать и продавать, будучи умным либо везучим, инвестор А может увеличить свою долю пирога за счет инвестора Б. И, да, все инвесторы чувствуют себя богаче, когда акции растут. Но владелец может выйти из акций лишь в случае, если кто-то займет его место. Если один инвестор продает дорого, другой должен покупать дорого. Для владельцев в совокупности в этом нет никакой магии – нет потока денег из космоса, который позволил бы им извлечь из своих компаний богатства больше того, что создано самими компаниями.
В действительности владельцы должны зарабатывать меньше, чем зарабатывает их бизнес, из-за «фрикционных» издержек. И вот что я вам скажу: эти издержки в настоящее время измеряются суммами, которые заставляют акционеров зарабатывать гораздо меньше, чем они исторически имели.
Далее...
23 - 24 апреля – вебинар Сергея Спирина "Личный инвестиционный план"
1 июня – 2-я Конференция "Портфельные инвестиции для частных лиц"
Другие мои ресурсы: ■ Facebook ■ ВКонтакте ■ Twitter ■ Telegram ■ YouTube, ■ ЖЖ-сообщество
