?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие | Следующие

halyavaПисьмо пришло.

* * *

    Сергей, добрый день.

    Хотел спросить Вашего совета по неразумным "инвестициям". Мои друзья одержимы идеей жить на пассивный доход. Они хотя продать недвижимость в крупном городе-миллионнике, вложить полученную сумму и жить в дальнейшем в теплой стране (юго-восточная Азия) с более низким уровнем жизни на ожидаемый доход.

    В качестве "инвестиций" планируют разместить средства - только не смейтесь - в bitcoin.

    Да, курс вырос значительно. +148% в USD сначала года. Вот график
    https://blockchain.info/ru/charts/market-price?timespan=1year

    Но это же чистая спекуляция в ничем необеспеченный актив, с непредсказуемой доходностью на долгосрочном периоде.

    На мои попытки отговорить, рассказать о портфельном инвестировании, распределении рисков, отправке в Ваш блог - снисходительно усмехаются и называют меня закостенелым консерватором, который застрял в каменном веке))) Мол будущее за IT, блокчейном, технологиями распределенных вычислений, центробанки скоро утратят контроль над монополией эмиссии ден. средств и т.д.

    Как до них донести мысль неразумности и чрезвычайной опасности таких "инвестиций"?


* * *

Я написал все, что думаю про биткойн, в статьях Про криптовалюты - и Про криптовалюты – продожение и, в общем, думал, что этим закрыл для своих читателей тему биткойна и его разновидностей.

Можно еще подсунуть вашим друзьям литературу про классические «пузыри» вроде Тюльпановой лихорадки или Компании южных морей. Про Мавроди с его МММ, наконец, напомнить. Из книжек эту тему рассматривают поздний Роберт Кийосаки (например, «Второй шанс») и Майкл Мэлони («Инвестиции в золото и серебро»).

Но, на самом деле, есть куда более фундаментальная причина, почему из этой затеи ничего хорошего выйти не может. Я бы назвал это «законом сохранения денег», по аналогии с законами мира физики.

Если выразить его коротко, то звучит он так: «ХАЛЯВЫ НЕ БЫВАЕТ!»

Если же объяснять чуть подробнее, то деньги в глобальном масштабе (как общая денежная масса на Планете, а не как отдельные доллары, евро, рубли, биткоины и т.д.), не появляются ниоткуда и не исчезают в никуда. А если вам кажется, что они появляются ниоткуда, значит, в реальности все равно кто-то за это расплачивается. И если вы не понимаете, кто будет платить, то высок шанс, что расплачиваться в итоге придется вам.


Эта совокупная денежная масса может только медленно расти вместе с увеличением общего количества реальных материальных благ на Планете (с ростом уровня жизни, называя это другими словами).

Если же вдруг вам кажется, что кто-то научился богатеть «просто так», «из воздуха», не прилагая к этому никаких усилий, как это происходит в случае с биткойном, то это вам только так кажется. На самом же деле эти деньги отбираются у новых участников финансового пузыря или финансовой пирамиды.

Это явление называют «теорией бОльшего дурака». Пока находятся все новые и новые большие дураки, те, кто поумнее и успевает выскочить из пирамиды или пузыря вовремя, имеют шанс сорвать куш. Но как только дураки заканчиваются пирамида рушится или пузырь лопается, оставляя запозднившихся дураков, коих всегда подавляющее большинство, с носом (т.е. без денег).

Я не рекомендую играть в эти игры даже спекулятивно, хотя у спекулянтов, успевающих выскочить первыми, до обрушения системы, некоторые шансы выиграть есть. Но в любом случае эта игра является игрой с нулевой суммой (а за счет комиссий – с отрицательной суммой), и «Закон сохранения денег» здесь не нарушается. Немногочисленные первые зарабатывают за счет многочисленных последних.

Но эти некоторые шансы выиграть есть только у самых первых и умных спекулянтов. Шансов же у тех, кто собирается вкладываться в пузыри или пирамиды надолго, нет вообще никаких, это равносильно тому, чтобы выбросить деньги на ветер. Фундаментальный закон финансового мира не обманешь.

P.S.
Порывшись в архивах ЖЖ, обнаружил, что уже писал об этом применительно совсем к другим вопросам. Например, см. Фундаментальный закон мира финансов и Про ММСIS и законы финансового мира

Цитата из статьи по второй ссылке:

* * *

Если вы понимаете фундаментальные принципы, то в множестве фактов необходимости нет.

Есть законы физики. Они, к примеру, гласят, что тело тяжелее воздуха падает вниз, а не летит вверх. А если вам рассказывают, к примеру, про левитацию (способность людей и тяжелых предметов парить в воздухе), значит, что-то здесь не так.

Аналогично, есть законы финансового мира, которые не менее важны, чем законы физики. Один из важнейших принципов (он, на самом деле, более широк и касается не только финансового мира) гласит: если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, значит, это неправда (If it seems too good to be true, it probably is). Если вы понимаете, что в финансовом мире возможно, а что – невозможно, то вам нет необходимости разбираться, где и как именно вас кинут. (...)

Для того, чтобы отсеять подавляющее большинство сомнительных предложений, даже не задумываясь над ними, достаточно представлять реалистичные уровни доходности различных инвестиционных инструментов в различных условиях. И все, этого достаточно. Если же вам обещают доходность намного выше, не нужно даже задумываться над деталями: «Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Что-то я вам сегодня много зарубежных цитат и поговорок приводил. Закончу цитатой отечественной, от братьев Вайнеров, устами Володи Шарапова из «Место встречи изменить нельзя»:

"Самое дорогое на свете - это человеческая глупость,
глупость и жадность, потому что за нее приходится дороже всего платить"






Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

30 - 31 маяСергей Спирин, "Личный инвестиционный план"
6 июняГалина Парусова, "Влияние сноса пятиэтажек на рынок недвижимости"
8 июняВладимир Крейндель, "Биржевые ETF на облигации"
14 июняСергей Спирин, "Международная диверсификация для пассивного инвестора"
20 - 22 июняГалина Парусова, "Инвестиции в недвижимость"
28 - 29 июняСергей Спирин, "Вложения в драгоценные металлы"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 26 комментариев — комментировать )
Константин Живенков
25 май, 2017 10:53 (UTC)
Я бы сначала вложил в биткоин, диверчифицировал бы риски частично вложив некоторую сумму в альткоины, и затем, через какое-то время вывел бы эти деньги и купил бы на них доходной недвижимости, отель, например. И уже на доходы с отеля жил бы до пенсии.

Ибо не деньги должны быть у человека, чтобы жить сокойно и счастливо, не задумываясь о пенсии, а инструмент создающий деньги.
(Анонимно)
25 май, 2017 10:59 (UTC)
)))))))
вверху же четко все по полочкам разложили)))))))))
crash_2k6
25 май, 2017 11:36 (UTC)
Диверсификация в других электронных деньгах - это сильно.
yudin_mikhail
25 май, 2017 11:48 (UTC)
можно не успеть "вывести деньги"
(Анонимно)
25 май, 2017 10:57 (UTC)
Просто, доступно о главном...
Люди которые умеют объяснять на пальцах...вообщем спасибо Вам Сергей.
oppositus
25 май, 2017 11:23 (UTC)
Ух ты, давно на график биткоина не смотрел. Закинул я как-то туда тысячу рублей (по цене 750 или 800), а оно вон как получилось.

А по теме поста, я стараюсь советов не давать и не отговаривать никого ни от чего - от НСЖ, ни от биткоинов. Во-первых, не послушают, во-вторых не поймут, в-третьих - потом тебя же и обвинят в своих косяках.
kulibin_d
25 май, 2017 11:55 (UTC)
Мне кажется, не стоит мешать другим людям учиться на своих собственных ошибках.

А чтобы доходчивее была наука (надо же как то монетизировать свои знания) - можно заключать с такими дураками пари.

Толку то с фразы "я же тебе говорил!"? А так можно как минимум заработать себе авторитет, а то и удержать знакомых от глупости, посеяв в них сомнение этим пари.
lasmet
25 май, 2017 12:04 (UTC)
Если капитализация компании вырастает на миллион только из-за пары мелких сделок, то кто тут вообще проигравший? В выигрыше практически все.
fintraining
25 май, 2017 17:20 (UTC)
Если эта "бумажная капитализация" выросла на малых объемах, то при попытках больших сделок цены неизбежно обвалятся обратно. Т.е. и выигравших, вообще говоря, здесь тоже нет.

Есть отдельный выигравший, умудрившийся на малых объемах по завышенной цене впарить акции какому-то лоху. И есть отдельный проигравший - этот самый купивший по нерыночной цене лох. А все остальные - вообще не при делах, они могут порадоваться изменению циферок на счете, но не смогут перевести их в деньги.
nefedor
25 май, 2017 13:14 (UTC)

Как и в прошлых постах, категорически несогласен с Сергеем по нескольким пунктам.

Во-первых, никакого закона сохранения денег не существует. Законы сохранения - свойства замкнутых систем, деньги/товары/услуги - система незамкнутая. Причём речь даже не столько об эмиссии зимбабвийской или венесуэльской валюты с трехзначной инфляцией, сколько про электронные деньги и их количество в районе вокруг того же 2008го.

Во-вторых, халявы не бывает на эффективном рынке. На прочих она вполне себе бывает. Биткоиновская система имеет все признаки неэффективности, начиная с проблем легализации.

В-третьих, биткоин ничего общего не имеет с пирамидой или схемой Понци. Я об этом уже писал.

Тем не менее, нельзя не согласиться с Сергеем, что покупка биткоина - это чисто спекулятивное действие, а не инвестиционное. Его покупают основываясь на спекулятивном предположении, что "экономика биткоина" будет расти. Которое может сработать, а может не сработать - как карта ляжет.

И наконец - ещё одно спекулятивное предположение: уж если и покупать, то не сейчас, когда он несётся вверх и имеет все признаки пузыря. Разумнее было бы подождать обвала и купить дёшево. Покупать дорого и потом продавать дёшево после обвала - это не наш метод ;). Опять же, это чисто спекулятивное предположение, которое может сработать, а может не сработать. Не совет.

(Анонимно)
26 май, 2017 17:10 (UTC)
Соглашусь с возражениями, ибо сам хотел возразить на тему незамкнутой системы.
Тем не менее проблему это не отменяет, а лишь оттягивает во времени и... ну пусть остаётся "в пространстве"))).
(Анонимно)
25 май, 2017 17:36 (UTC)
Допустим, прямо сейчас, из воздуха, на нашей планете появилось 200 миллионов высококласных токарных/фрезерных ЧПУ и 20 миллионов комбайнов.

Общесуммарная ценность всего что есть на планете увеличилась, все в плюсе. Кто от этого проиграл? Да никто.

Но в этой ситуации есть два отличия от биткоина:
1. Даже вы, полагаю, признаете, что, появись станки и комбайны на нашей планете, не исключён вариант что большинство будет в выиграше.
2. Физические объекты появится ниоткуда не могут. Об этом нам говорит собственный опыт, исследования, опыт поколений, интуиция в конце-концов.

Теперь ближе к Биткоину.
Гугл это инструмент для поиска (ну и заодно рекламы). Он стоит очень много денег. Часто он экономит тонны человекочасов, ещё чаще позволяет найти то, что без него найти невозможно. Отсюда ценность.

Биткоин, как инструмент, потенциально значительно более полезен чем Гугл, он позволяет решать значительно более фундаментальные вещи чем экономия времени поиска.

Закостенелые люди вашего поколения часто не понимают самой концепции того что нематериальное может стоить деньги, что нематериальное может приносить пользу.

А на самом деле, возможно, от Биткоина потенциально больше пользы и больше роста реального благосостояния человечества (материального), чем было бы от внезапно материализовавшихся 200 миллионов станков и 20 миллионов комбайнов.

Это невероятно мощный инструмент, который способен перевернуть всё с ног на голову. И который потенциально стоит соответствующе.
fintraining
26 май, 2017 05:08 (UTC)
Вы это рассказываете человеку, который уже 13 лет неплохо зарабатывает продажей нематериальных продуктов, создавая их из воздуха.

Только я и все проблемы, связанные с этим процессом хорошо представляю.
he_tce
25 май, 2017 20:28 (UTC)
все ваши рассуждения о "законе сохранения" можно точно так же применить к акциям, недвижимости и всему прочему растущему в цене
he_tce
25 май, 2017 20:31 (UTC)
что должно произойти чтобы вы признали свою неправоту насчет биткоина? Что это не тюльпаны, не ммм, а реальная ценность?
rukrasnov
25 май, 2017 23:26 (UTC)
Баффет советует инвестировать в то, что понимаешь. Вы понимаете, как работают классические инвестиции. Другие понимают, как работает биткоин. Для многих людей из IT сферы биткоин более реален, чем акции и облигации ))
Но, как Вы правильно заметили, пузырь надувают дураки, которые хотят получить свою порцию халявы на растущем рынке. Им все равно, во что инвестировать: в недвижимость, акции, МММ или биткоин. Они просто беспокоятся, что поезд в страну халявы может уйти без них. В английском есть даже специальный термин - FOMO (fear of missing out). Как только дураки поймут, что халявы не будет, они сольют биткоин с такой же скоростью, как и покупали. Но сам биткоин в этом не виноват. Никаких финансовых законов или законов мироздания он не нарушает. Люди сами в праве решать, что использовать в качестве эквивалента ценности при обмене: доллары, рубли, золото, шкурки, бусы или биткоины. Мне очевидно, что биткоин просто удобнее из всего перечисленного (если мы говорим о международных расчетах).
fintraining
26 май, 2017 05:04 (UTC)
Руслан, я ничего не имею против биткойна ни как технологии, ни даже как средства расчетов (хотя риски биткойна как средства расчетов я для себя пока расцениваю как слишком высокие, чтобы немедленно бежать им пользоваться).

Все мои рассуждения касаются исключительно использования криптовалют в качестве объектов инвестиций.

Вы говорите, что понимаете, как работает биткойн. Отлично. Думаю, что в общих чертах и я понимаю. Но ведь и Вы вряд ли понимаете и сможете разумно объяснить, с чего вдруг биткойн будет дальше расти в стоимости, да еще и приносить "пассивный доход"?

Я пытаюсь отговорить людей только от этого - от вложений в биткойн с инвестиционной целью или с расчетом на рост его стоимости в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, все, что сейчас происходит со стоимостью биткойна - это классический "пузырь", который рано или поздно с треском лопнет.

А сама технология при этом, вероятно, останется. Возможно, в таком же виде, а возможно в усовершенствованном виде, под другим именем, вместе с новыми конкурирующими технологиями и т.д.

Виктор Ведибеда
26 май, 2017 08:24 (UTC)
биткоин
Биткоин как раз не пузырь и в него реально вкладывать,потому что пузырь то что печатают-долары...др.валюты ни чем не подкрепленые,а кол-во биткоинов ограниченно и постоянно,цена его растет потому что по многим валютам включен станок,плюс многие владеют валютой ее не заработав-мафия,чиновники-коррупционеры,вот они и делают рост биткоина.Рост биткоину делают "лишние" деньги,вот они и есть пузырь,рост биткоина идет за счет обесценивания валюты-денег.
rukrasnov
26 май, 2017 18:20 (UTC)
Сергей, Ваша позиция понятна и я с ней полностью согласен. Я тоже отговариваю своих знакомых от инвестиций в биткоин. Но я отговариваю только тех, кто не понимает, что такое биткоин и не хочет в этом разбираться. Во время пузыря доткомов кто-то покупал компании пустышки, а кто-то покупал Amazon, Apple и Microsoft, которые выросли с тех пор на тысячи процентов.

Любая инвестиция начинается с изучения и анализа актива. Если кто-то хочет купить биткоин только потому, что он растет, то я привожу ровно те же аргументы, которые приводите Вы.

Но если человеку интересна технология и он хочет проверить на себе, как это работает, то почему бы не попробовать. Япония, например, пробует всей страной, там биткоин уже признан официальным средством расчета.

Если отвечать на Ваш вопрос, то я могу перечислить несколько причин для роста биткоина в долгосрочной перспективе:

1. Эмиссия биткоина ограничена. Алгоритм построен так, что появление новых биткоинов постоянно замедляется. К 2040 году будет выпущено всего 21 млн. биткоинов, после этого эмиссия полностью остановится. Сейчас в мире есть только 16 млн. биткоинов. То есть, это по определению дефляционная валюта.

2. Биткоин является платежным средством для доступа к любым другим децентрализованным проектам. Сейчас это своеобразная резервная валюта интернета, по аналогии с долларом в мировой экономике. Например, если Вы хотите купить любую другую криптовалюту, получить доступ к умным контрактам, децентрализованному хранения данных, поучаствоать в краудсейле нового проекта, то Вам сначала придется купить биткоин. Так уже сложилось исторически, и вряд ли это изменится. Получается, что люди покупают биткоин и тратят его внутри системы. Отсюда превышение спроса над предложением.

3. Количество людей вовлеченных в криптоиндустрию пока составляет доли процентов. Если сравнивать число транзакций Bitcoin с транзакциями других платежных систем, то потенциал для роста огромный. Стоимость технологических компаний часто определяют не по прибыли, а по количеству пользователей. Отсюда такие нереальные цены на акции Facebook, Twitter и т.п. Если для классических акций может быть применен коэффициент P/E, то для криптовалют это: цена / количество пользователей. Количество пользователей растет, растет и цена.

4. С этого года в криптоиндустрию начали приходить банки и крупные компании. И эта тенденция продолжится. Особенно данная технология интересная для России, которая оказалась отрезана от западного рынка капитала. Кстати, через неделю на Петербургском экономическом форме будет выступать создатель второй по популярности криптовалюты - Ethereum. Присутствие таких людей рядом с представителями банков и чиновниками из правительства говорит о том, что наши власти видят в этом определенные выгоды.

Все это не означает, что биткоин не обвалится завтра в десять раз. Наличие пузыря сейчас признают даже фанаты биткоина. Но пузыри в биткоине уже были. Падение будет неприятным, но вряд ли серьезно повлияет на развитие рынка.
Ведь тюльпаны не виноваты в тюльпановой лихорадке. Также никто не будет утверждать, что на цветах нельзя делать бизнес.
slonohrom
26 май, 2017 08:56 (UTC)
Вот именно его высокая волатильность и делает его неудобным для расчетов.
rukrasnov
26 май, 2017 18:23 (UTC)
Эта проблема уже технически решена за счет криптовалют на блокчейне биткоина, которые привязаны к цене доллара. Например Tether. По сути вы отправляете доллары и получаете доллары. Теоретически, Вы можете даже не знать, что транзакция прошла через сеть биткоин.
adrianov
27 май, 2017 10:49 (UTC)
За счёт чего они привязаны к цене доллара?
rukrasnov
27 май, 2017 11:25 (UTC)
В момент покупки токена Tether происходит обмен биткоина на реальные доллары по текущему курсу (через банк в Гонконге). При этом транзакция записывается в блокчейн, то есть Вы видите сумму в биткоинах на момент покупки. При продаже происходит обратное действие - сумма в долларах меняется на биткоины по новому курсу. Комиссия за транзакцию $2. Сравните с комиссиями банковских платежей через SWIFT.

На всякий случай, данное описание является объяснением принципа работы данной криптовалюты, но не является рекомендацией к её покупке или использованию.
(Анонимно)
26 май, 2017 07:48 (UTC)
Что такое биткоин?
Есть валюты традиционные: доллар, евро, рубль, йена и т.д.
Есть криптовалюта: биткоин.
Неважно, сколько она стоит, но это же просто валюта.
Если человек играет на Форексе, да ради бога, пусть играет.
Но к инвестициям все это отношения не имеет вообще, по моему мнению, это больше казино.
Инвестор же не вкладывает средства в доллары, евро и т.п., он вкладывается в бизнесы. А биткоин - это не бизнес, это просто средство платежа.
Почему вообще разговор о биткоинах зашел: алчность, алчность и еще раз алчность. А раз так, то разум, как правило, отключается у людей, попавшихся на крючок, именуемый "алчность".
(Анонимно)
26 май, 2017 19:26 (UTC)
Греф считает необходимым разрешить биткоины
Греф считает необходимым разрешить биткоины

Биткоины - это то, что нужно скорее разрешить, заявил глава "Сбербанка" Герман Греф на брифинге по итогам ГОСА.

"Думаю что это нужно как можно скорее разрешить, экспериментировать. Это не то, что нужно и можно запрещать", - считает Греф. По его словам, сейчас идет конструктивный диалог и попытка осознать, что делать дальше".

Не иначе через Сбербанк-онлайн биткоины купить-продать можно будет -)
(Анонимно)
7 июн, 2017 09:26 (UTC)
криптовалюта это как криптозолото и первый шаг к криптоженщинам
( 26 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner