?

Log in

Предыдущие | Следующие

Год назад на бесплатном вебинаре «Итоги 2015. Стратегии 2016» я говорил о сильной недооцененности российского рынка акций в сравнении с зарубежными аналогами.

Тогда мои слова многими были восприняты скептически: российская экономика находилась под влиянием санкций и далеко не в лучшей форме, инфляция по итогам 2015 года достигла уровня 12,9%, будущее выглядело далеко не радужным.

Однако, фундаментальные показатели, и, в частности, необычно низкий коэффициент CAPE российского рынка акций, давали обоснованные надежды на высокий потенциал роста рынка акций.



И вот итоги 2016 года: индекс РТС вырос на +51,1%. За этот же период американский S&P500 вырос лишь на скромные 9,5%. А общая сравнительная динамика рынков с момента начала расчета индекса РТС в сентябре 1995 года приведена на рисунке:

Напомню, оба индекса – долларовые. Т.е. сравнивать их на одном графике вполне уместно.

Так часто бывает, хотя у начинающих инвесторов это вызывает недоумение.

Пожалуй, лучше всего этот парадокс объясняет Уильям Бернстайн:


    «Систематизированные данные подтверждают выдвинутое выше предположение - хорошая экономика чаще всего имеет плохой фондовый рынок и наоборот.»
    (Уильям Бернстайн, «Манифест инвестора»)

    «Когда экономика выглядит ужасно, риски кажутся высокими, и акции должны обеспечивать более высокую доходность, чтобы люди покупали их; напротив, когда экономика выглядит чудесно, и акции кажутся безопасными, они становятся более притягательны для людей, и это снижает их будущую доходность. Другими словами, наибольшие прибыли делаются при покупке по низким ценам, а акции становятся дешевы, когда выходят плохие новости об экономике; соответственно, наибольшая доходность достигается, когда экономика переживает не лучшие времена, и наоборот.»
    (Уильям Бернстайн, «Если сможете»)

При этом, несмотря на впечатляющий рост в завершившемся году, российский рынок акций на настоящий момент времени продолжает оставаться самым недооцененным на планете среди развитых и развивающихся рынков с точки зрения фундаментальных показателей. Потенциал его роста далеко не исчерпан.

Впрочем, ставить на российский рынок акций весь капитал я бы, пожалуй, все же не стал. Оптимальным решением для большинства окажется сбалансированный портфель из разных классов активов.

Подробнее поговорим об этом на предстоящем бесплатном вебинаре "Итоги 2016. Стратегии 2017".






Ближайшие вебинары на FinWebinar.ru:

24 январяСергей Спирин, "Итоги 2016. Стратегии 2017"

Другие мои ресурсы: ■ FacebookВКонтактеTwitterYouTube
ЖЖ-сообщество Личные финансы

Comments

( 29 комментариев — комментировать )
deep_econom
9 янв, 2017 09:51 (UTC)
две проблемы картинки
1. низкая база 95года
2. некорректность сравнения в баксах за 16год
2.1. точка отсчета начала 2016 выбрана удачно
fintraining
9 янв, 2017 10:56 (UTC)
Вы так пишете, как будто это я определял, когда начинать рассчитывать индекс РТС, и когда начинаться новому календарному году. :) И заодно я же некорректно решил рассчитывать РТС по долларовым ценам. :)



Edited at 2017-01-09 11:01 (UTC)
deep_econom
9 янв, 2017 11:08 (UTC)
лично вы не причем
картинка создает иллюзию бурного роста и неявно намекает на будущий рост, чего может и не быть, и думаю, скорее всего не будет, хотя ртс может и обгонять некоторое время сп500
fintraining
9 янв, 2017 11:44 (UTC)
Почему иллюзия? Бурный рост в прошлом и в самом деле был.

А вот что будет и чего не будет в будущем - это уже не я намекал, а Вы додумали. :)

Я в ответе за то, что я написал. Но я не в ответе за то, что вы прочитали. :)
deep_econom
9 янв, 2017 11:37 (UTC)
А цитаты из Бернстайна так ваще великолепны!
elf_from_lorien
9 янв, 2017 10:56 (UTC)
Причем тут 95-й год? Почему в долларах сравнивать некорректно? Что значит "удачно выбрана точка отсчета"?
deep_econom
9 янв, 2017 11:13 (UTC)
график с 95г начинается на картинке, а в то время была база низкая, поэтому рост впечатляющий

в долларах корректно сравнивать на длительных промежутках времени, на коротких можно получать артефакты связанные с девальвацией валюты, что и видим, к тому же, если учитывать короткие временные горизонты, то это больше спекуляция
elf_from_lorien
9 янв, 2017 11:18 (UTC)
А если учитывать длинные временные горизонты, то это больше инвестиция? :)
deep_econom
9 янв, 2017 11:29 (UTC)
для меня инвестиция от спекуляции отличается временным горизонтом, не более того
инвестиция это неудачная спекуляция ))
at6
9 янв, 2017 12:32 (UTC)
В 2016 value-стратегии в общем, и CAPE в частности, сработали достаточно неплохо:
Вот интересные картинки от StarCapital:
http://www.starcapital.de/files/publikationen/Research_2017-01_CAPE_2016_Keimling.pdf
В США тоже начинает возвращаться премия за value, после долгого перерыва с 2008 года:
http://www.starcapital.de/files/publikationen/Research_2017-01_Value_Premium_Fama_French_Keimling.pdf
relite
9 янв, 2017 14:33 (UTC)
Спасибо, очень интересные картинки. Можно вопрос? Почему иногда очень низкое значение CAPE сочетается с высоким PE и наоборот, высокий CAPE с низким PE. Вроде бы понятно, что последний год выбивается из 10-летней тенденции. Либо слишком отличается прибыль (например, большие убытки), либо слишком выросли или упали цены на акции. Но какие из этого выводы о привлекательности рынка для инвестора? Можно ли сказать, что если PE резко вырос или упал из-за изменения цен на акции, то такой PE более значим для принятия решений, чем CAPE? Если же PE вырос из-за убытков компаний, то CAPE более показателен для инвестора?
at6
9 янв, 2017 18:28 (UTC)
Пожалуйста.
Если вырастет/упадет цена, при стабильном E и E10, то вырастут/упадут оба мультипликатора. И там и там всегда используется для расчета последняя цена. А вот, да, если последнее E выбивается из тенденции, то тут могут быть варианты, когда один мультипликатор - низкий, а другой – высокий. Прибыль достаточно волатильна, поэтому Шиллер и придумал его усреднять за 10 лет, с поправкой на инфляцию, чтобы избежать случайных выбросов при принятии решений. В целом, на счет предсказательной силы CAPE и PE – не всё так однозначно, есть сомневающиеся ;-): http://aswathdamodaran.blogspot.ru/2016/08/superman-and-stocks-it-not-cape-cape-it.html
relite
9 янв, 2017 19:47 (UTC)
Спасибо, кажется понял. То есть, если CAPE высокий, а PE низкий, то это вызвано высокими прибылями последнего года. Если же CAPE низкий, а PE высокий, то, наоборот, причина в низких прибылях (или убытках) последнего года.
В обоих случаях, на мой взгляд, лучше ориентироваться на CAPE (видимо, в этом и была задумка), если только нет оснований считать, что резкое изменение прибыли пришло надолго.
Возник еще одни вопрос. В случае убытков PE же должен стать отрицательным, нет?
at6
9 янв, 2017 20:04 (UTC)
Да, в случае убытков и PE и CAPE должны быть отрицательными. Сейчас, кстати, у Греции CAPE отрицательный стал, по первой ссылке напротив Греции подписано – neg. Непонятно только, почему её в самом начале поставили, а не в самый конец рейтинга задвинули.
relite
9 янв, 2017 20:29 (UTC)
Да, это интересно. На первый взгляд отрицательный коэффициент - это вроде как "супер-недооцененность". Может быть, поэтому на первом месте. Но, на самом деле, не понятно, как относится к этому. Ведь цена акций не уйдет в отрицательную сторону. Убытки не распределяются между акционерами. Отрицательных дивидендов не существует. В то же время убытки эти в конечном счете должны будут уменьшать прибыль следующих лет (если компании не разорятся). Получается, во-первых, большой риск банкротства компании (или выкупа государством) с потерей акционерами вложенных средств, а, во-вторых, заниженная прибыль в будущем (которая будет идти на покрытие антикризисных кредитов, например). Такие акции должны стоить очень дешево, а сам коэффициент стремится к нулю.
nefedor
9 янв, 2017 14:11 (UTC)
Я помню 1995й год и окрестности. Ваучеры были, деньги меняли (нули зачеркивали). Но акции частным лицам купить было близко к невозхможному (если только не за ваучер, но там смертность была дикая). И на фоне МММ м ГКО выглядело это таким же лохотроном.
Конечно, именно это и создало недооцененность и заложило последующий рост. Однако вряд ли такие условия (и такой рост) повторятся.
На самом деле, и сейчас российский рынок как бы недооценен, но уже по причине рисков, а не по причине отсутствия спроса.
relite
9 янв, 2017 15:16 (UTC)
С прошедшими праздниками, Николай!
Как видно из графика РТС в период 1998-2000 гг. рынок был ниже точки отсчета. Купить акции тогда вполне можно было. Были бы деньги, конечно )))
ИМХО, не в точке отсчета дело, а в нефтяном буме. Может когда-нибудь бум пресной воды будет? )))
nefedor
9 янв, 2017 17:23 (UTC)
Спасибо, и Вас!
После 98го - может быть, но никак не в 95м.
Тут еще и то, что в России после дефлота все практически развивалось с нуля. Ну и нефть, конечно, тоже помогла, куда ж без нее.
fintraining
9 янв, 2017 15:26 (UTC)
Я знаком с людьми, которые торговали на бирже (на РТСБ - Российская товарно-сырьевая биржа, уже давно не существующая) примерно года с 1996-1997-го - в эти годы уже не только ваучерами, но и акциями там вполне торговали. Еще "голосом", "в яме" :) У меня по их рассказам сложилось впечатление, что криминала там было не больше, чем в целом по стране, и вполне можно было купить акции людям "с улицы" (по крайней мере, сами они и покупали и продавали, хотя при этом были не инвесторами, а скорее спекулянтами).

При этом знающих о рынке в те годы, действительно, было очень и очень мало.
nefedor
9 янв, 2017 17:19 (UTC)
Я и сам был в это время и на РТСБ, и ЦРУБе. Торговал в обоих ямах, и с голоса, да. Хорошо помню как это было: была специальная сессия для акций, и она отличалась полным или почти полным отсутствием сделок. Это был совершенный неликвид. И ассортимент был из 2-3 наименований: газпром и что-то еще. Конечно, для тех, кто рассчитывал инвестировать на десятилетия, это было бы нипочем, но таких практически не было. Уже ближе к 2000му стало получше, да, но я уже занимался другими вещами: оформлением визы :)

А вот с чем решительно не соглшусь - с оценкой криминала. Это был, конечно, полный кошмар, квинтэссенция 90х. Люди пропадали, и потом обнаруживались в больницах с проломленными головами или в моргах. Их "пасли" уже в зале. По залу ходили "кидалы", которые покупали, а потом у вас оказывалось в 10 раз меньше денег. Местные их знали, а приехавшие в Москву продать свой ваучер становились их жертвами. Бандитизм происходил под крышей банков, люди лишались если не жизни, то квартир. Не все, конечно, но многие. Собственно, и я сам тоже был постражавшим, но очень легко отделался, повезло.
Потом на бирже построили хранилище для кэша, чтобы с деньгами по улице не ходить, и через год его централизованно очистили...

Вобщем, я не очень представляю как можно серьезно относиться к индексам тех времен. Наверное, серьезный индекс начинается с 2000го где-нибудь или чуть раньше, но точно после денежного обмена...

PS Правда, был еше ММВБ, и вот там вроде бы все было сильно цивилизованнее. Но оно начиналось, кажется, с валютных торгов. Впрочем, могу тут ошибаться.

Edited at 2017-01-09 17:21 (UTC)
(Анонимно)
9 янв, 2017 16:20 (UTC)
Когда Вы говорите, что "российский рынок акций на настоящий момент времени продолжает оставаться самым недооцененным на планете", имеется ввиду РТС или ММВБ? Если РТС, то какие есть варианты инвестирования в РТС?
fintraining
9 янв, 2017 16:30 (UTC)
Индексы ММВБ и РТС с точки зрения их состава в настоящее время - одно и то же (и называется "Основной индекс Московской биржи"); индекс ММВБ - рублевая оценка индекса, индекс РТС - долларовая оценка индекса. Состав одинаков.

Вложиться можно, например, путем покупки паев индексного фонда. Или путем самостоятельной покупки акций, входящих в индекс (для тех, кто не ищет легких путей :))
(Анонимно)
9 янв, 2017 18:29 (UTC)
Недооценен долларовый РТС. И не факт, что ММВБ будет расти одновременно с ростом РТС. Так какой смысл покупки паевого фонда на ММВБ или самостоятельной покупки акций на ММВБ?
fintraining
9 янв, 2017 18:41 (UTC)
Извините, сложно что-либо объяснить человеку, у которого явные проблемы с пониманием написанного.

Еще раз: индексы ММВБ и РТС сейчас - это ОДНО И ТО ЖЕ.

Представьте, что есть какой-то продукт, у которого есть цена и в рублях, и в долларах. Скажем, апельсины (просто для примера). Так вот, у этих апельсинов может быть цена в рублях (ММВБ) и в долларах (РТС). Но это абсолютно ОДНИ И ТЕ ЖЕ АПЕЛЬСИНЫ.
(Анонимно)
9 янв, 2017 18:59 (UTC)
Но в рублях и долларах эти апельсины оценены по разному! Или Вы этого не видите? Или думаете, что на ММВБ можно покупать за доллары?
fintraining
9 янв, 2017 19:02 (UTC)
Это ОДНА БИРЖА сейчас. Московская биржа.

И да, на ней можно покупать и за доллары тоже. Те же самые акции, что и за рубли. Если Ваш брокер (посредник для доступа на эту биржу) предоставляет такую возможность.
(Анонимно)
10 янв, 2017 16:59 (UTC)
А зачем нам в России оценивать в валюте другой страны наши компании? Почему американцы свои индексы в рубли не пересчитывают? :)
fintraining
10 янв, 2017 17:39 (UTC)
А это исторически так сложилось.

В 1995 году, когда начинали рассчитывать индекс РТС, основной валютой в России для расчетов на бирже по операциям с российскими акциями был доллар США. С тех пор так и повелось...

Для патриотически настроенных трейдеров :) есть индекс ММВБ - он рублевый.
mighty777
10 янв, 2017 06:13 (UTC)
ну я бы при таком раскладе предпочел бы S&P со средним 6.7% против 12,1% у РТС ибо, в моем восприятии, риски РТС не стоят данной премии в доходности. Было бы 20% у РТС - можно было бы подумать релоцировать часть в РТС.
( 29 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner