?

Log in

Предыдущие | Следующие

Введение в инвестиции - 6

6. Спекуляции


В прошлый раз мы рассмотрели две категории вложений, которые не надо путать с инвестициями – сбережения и потребительские расходы. Сегодня мы рассмотрим еще одну категорию вложений, которую также очень важно не путать с инвестициями – спекулятивные операции – краткосрочные вложения в активы с целью последующей перепродажи и получения прибыли от роста цен.

Если вы попробуете задать поиск по слову "спекуляция" в Яндексе, то наверняка наткнетесь на следующее забавное определение:

    «Спекуляция (от позднелатинского speculatio, буквально - высматривание) - по советскому уголовному праву одно из опасных хозяйственных преступлений, посягающее на нормальную деятельность советской торговли, на интересы покупателей. Состоит в скупке и перепродаже товаров и иных предметов с целью наживы. Для признания деяния спекуляцией не имеет значения, где и у кого куплен товар (в магазине или на рынке, у законного владельца или недобросовестного приобретателя), а также кому он продан: государственной или общественной организации, колхозу или отдельному лицу. Уголовная ответственность за спекуляцию наступает с 16 лет. Спекуляция наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с конфискацией имущества или без таковой, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо штрафом до 300 руб. Более строгое наказание (до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества) предусмотрено за спекуляцию в виде промысла или в крупных размерах. Мелкая спекуляция, совершенная впервые, наказывается в административном порядке»
    Большая Советская Энциклопедия

Для тех, кто уже успел испугаться, сообщаю, что ответственность за спекуляцию исключена из Уголовного Кодекса РФ с декабря 1991 года. То, что при советской власти называлось спекуляциями, уже давно называется бизнесом и негативные эмоции вызывает разве что у закоренелых ортодоксов. Бизнес, состоящий в спекулятивной покупке и продаже чего-либо, может быть весьма выгодным. Купить дешево и продать дорого – один из главных принципов любого бизнеса.

Я также не вкладываю в слово "спекуляции" абсолютно никакого негативного оттенка и не считаю спекуляции чем-то аморальным или безнравственным, как было принято считать еще пару десятков лет назад. У меня много друзей и знакомых – спекулянтов, зарабатывающих этим ремеслом себе на жизнь.

Однако я хочу обратить ваше внимание на другую важную особенность спекуляций. В отличие от инвестиций, успешные спекулятивные операции требуют существенных затрат времени. Т.е. идея вкладывать только деньги применительно к спекуляциям "не прокатит" - потребуется еще постоянно тратить собственное время и значительные усилия на исследования рынков, поиск продавцов и покупателей, оценку товаров и т.п. Вместо спокойного вложения средств и наблюдения за их ростом получается просто бизнес со всеми его особенностями.

Если же подходить к спекуляциям без тщательной подготовки и исследования рынков, "на авось", то заканчивается это обычно печально.


Инвестиции или спекуляции?


    Грань, которая разделяет инвестиции и спекуляции и которая всегда тонка и неотчетлива, становится еще более расплывчатой, если большинству участников рынка недавно удалось сорвать куш. Ничто так не подавляет рассудок, как большие дозы шальных денег. После такого головокружительного успеха даже здравомыслящие люди начинают вести себя как Золушка на балу. Им известно, что если они задержатся на празднике, то есть продолжат заниматься спекуляциями с компаниями, где соотношение оценки и денежных средств, которые они, вероятно, принесут в будущем, просто гигантское, то их карета превратится в тыкву, а лошади – в мышей. Но они не желают упускать ни малейшего шанса побывать на шикарном празднестве. Поэтому разгоряченные участники планируют уйти всего за несколько мгновений до полуночи.
    Здесь кроется маленькая загвоздка: они танцуют в зале, где висят часы без стрелок.
    Уоррен Баффет

В чем отличие инвестора от спекулянта на фондовом рынке? И те, и другие совершают операции по покупке-продаже ценных бумаг на одних и тех же биржах, пользуясь услугами одних и тех же брокеров.

Взгляните на графики, представленные на рисунке. На них изображено поведение двух старейших фондовых индексов – S&P composite (США) и ASX All Ordinaries (Австралия) в период с 1875 г. по 2005 г. (130 лет!).


Рис. 6.1.

Что сразу бросается в глаза?

Во-первых, оба графика – стабильно растущие на долгосрочной перспективе. Если вы готовы вложить свои деньги на длительный срок, то вы окажетесь в плюсе практически гарантированно.

Обращаю внимание, что шкала ординат на графиках – не линейная, а логарифмическая. Если в линейном масштабе по оси ординат через одинаковые промежутки отображаются одинаковые абсолютные изменения – в рублях, долларах, или пунктах (например, 10-20-30), то в логарифмическом масштабе через одинаковые промежутки отображены одинаковые относительные изменения – в процентах или в разах (например, 10-100-1000).

Во-вторых, доходность долгосрочных инвестиций в индексы невелика. Среднегодовая доходность вложений в индекс американского фондового рынка за 130 лет составила 4,4% годовых, доходность австралийского индекса чуть выше – 5,2% годовых. Казалось бы, немного. Однако, инфляцию эта доходность перекрывает с большим запасом, создавая реальный рост денежных средств. Например, инфляция в США до середины 30-х годов прошлого века (до «Великой депрессии») была, в среднем, нулевой, а в отдельные периоды наблюдалась дефляция, и лишь после девальвации доллара Рузвельтом в 1934 г. инфляция вступает в период стабильного роста. Впрочем, и доходность фондового рынка в эти годы была куда более высокой. Например, средние темпы роста индекса S&P за период 1926 - 2008 гг. составили 9,7% годовых, при средней инфляции за тот же период времени 3,0% годовых. В целом, можно утверждать, что «чистый» (с поправкой на инфляцию) рост индексов фондового рынка составляет порядка 4 - 6% годовых. И это - без учета дивидендов и их реинвестирования, что увеличит среднегодовую доходность еще на несколько пунктов.

Почему это происходит? Ответ прост: за акциями стоит бизнес.

Бизнес зарабатывает прибыль, выплачивает акционерам дивиденды, и за счет этого его акции растут в цене. Бизнес - это нечто большее, чем просто товарные или, тем более, денежные активы, такие как цистерна нефти, слиток золота, или пачка долларов. Бизнес – это процесс, производящий активы, генерирующий дополнительную стоимость. Это «курица, несущая золотые яйца». Поэтому нет ничего удивительного в том, что такая «курица» дорожает быстрее, чем «яйца», которые она регулярно приносит.

Бывают исключения. Бывают бизнесы, заканчивающиеся убытками и потерей средств для акционеров. Бывают периоды, когда большинство бизнесов начинает испытывать трудности. Но в целом, на длительных периодах времени и при широкой диверсификации ваши шансы получить прибыль от вложений в акции превышают вероятность получить убыток. Математическое ожидание инвестиций – положительная величина, и приведенные выше графики убедительно это доказывают.

Однако попробуйте показать эти графики спекулянту. Он не удовлетворится среднегодовой доходностью, а начнет искать на графиках периоды, где, по его мнению, нужно было покупать, а где закрывать позицию или, даже, «шортить», с целью получения максимальной прибыли. И прибыль, на которую рассчитывает спекулянт, окажется куда выше, чем 4 - 6% годовых сверх инфляции.

Что же в этом плохого, спросите вы? В теории и на графиках за прошлые периоды времени это всегда звучит очень красиво. Но задумайтесь вот над чем: если вы хотите получить прибыль «выше рынка», то это значит, что кто-то должен получить прибыль «ниже рынка». Деньги ведь не возникают ниоткуда. Деньги, которые планирует получить инвестор, зарабатывает бизнес. А откуда возьмутся деньги, которые надеется заработать спекулянт?

Ответ на это вопрос, к сожалению, не всем очевиден. А он очень простой. Деньги, которые зарабатывает спекулянт – это деньги, которые проигрывают ему другие спекулянты.

Чтобы прочувствовать разницу между инвестором и спекулянтом, разложим график роста фондового рынка на две составляющие - «сигнал» и «шум». «Сигнал» - это рост с постоянной доходностью, на логарифмическом графике он выглядит как наклонная прямая линия, устремленная вверх. «Шум» - отклонения колебаний реального графика от воображаемой прямой линии «сигнала». В результате реальный график будет являться суммой двух графиков – «сигнал» + «шум».


Рис. 6.2.

Так вот, инвесторы – это те, кто ориентируется, в первую очередь, на «сигнал». А спекулянты – те, кто пытается предсказать поведение «шума». Вложения в «сигнал» имеют положительное математическое ожидание. Вложения в «шум» имеют нулевое (а на самом деле, за счет комиссий, спрэдов и т.п. – отрицательное) математическое ожидание.

Можно ли зарабатывать на «шуме»? Как ни странно, иногда можно. Дело в том, что «шум» на финансовых рынках не является полностью случайным. Он определяется действиями биржевой толпы, обладающей определенной, иногда предсказуемой психологией. Выстраивая торговые системы, целенаправленно играющие «против толпы», биржевую толпу можно обыгрывать.

Но это очень непросто и на длительных промежутках времени не удается практически никому. Ведь для этого вы должны на голову превосходить биржевую толпу по квалификации. Причем, пренебрежительное название «толпа», применительно к финансовым рынкам, далеко не всегда оправдано. Среди представителей этой «толпы» много профессиональных спекулянтов, и, зачастую, они играют уже не против новичков и дилетантов, а друг против друга. Вы не видите тех, кто играет против вас с другой, невидимой стороны стола. А там – крупнейшие международные финансовые институты с огромными финансовыми и человеческими ресурсами.

Если же вы хотите зарабатывать деньги спекуляциями, не обладая достаточным опытом и пониманием сути спекуляций, а также достаточным количеством времени, то итог будет закономерен: ваши деньги рано или поздно перетекут в карманы других, более успешных участников рынка.

Маршруты перетока прибыли на фондовом рынке (речь идет не о движении капитала, а именно о перераспределении прибыли) схематично изображены на рисунке.


Рис. 6.3.

Инвестор, вкладывающийся в «сигнал», на долгосрочных промежутках времени имеет стабильную, предсказуемую прибыль. Спекулянты, соревнующиеся друг с другом в попытке предсказать «шум», отбирают деньги друг у друга.

Итак, инвестор ориентируется на «сигнал», доход от деятельности бизнеса, стоящего за акциями. Спекулянт – на «шум», кратковременные колебания биржевых котировок. Из этого вытекают следующие принципиальные отличия инвесторов от спекулянтов:

  • Инвестор работает только «от покупки», «в лонг», в направлении «сигнала». Инвестор не работает «от продажи», «в шорт», это - прерогатива спекулянтов.
  • Инвестор вкладывает средства на длительный срок, поскольку на коротких промежутках времени «сигнал» незаметен вовсе, остается только «шум»
  • Инвестор не использует «плечи» и заемные средства. За них приходится платить, а на длительных периодах времени это слишком дорого и рискованно.

И еще одна мысль. Знаете, чем отличается форекс (валютный рынок) от фондового рынка? На форексе нет, и не может быть «сигнала». Вы не сможете найти валютную пару, для которой существовала бы прогнозируемая долгосрочная тенденция, аналогичная тенденции роста на фондовых рынках. На форексе есть только «шум».

А поэтому на форексе нет, и не может быть инвесторов. Там есть исключительно спекулянты, отбирающие деньги друг у друга (и отдающие их часть форекс-конторам). На форексе нет «бизнеса», являющегося генератором прибыли. Таким бизнесом нельзя считать экономику страны, эмитировавшей валюту, поскольку на форексе вы всегда имеете дело с валютной парой. Грубо говоря, совершая операции с контрактом EUR/USD, вы делаете ставку на то, будет ли экономика США чувствовать себя лучше или хуже экономики Евросоюза. А это больше напоминает ставку на одну из двух лошадей на ипподроме.

Я не отговариваю вас ни от спекуляций, ни от форекса, нет. Я всего лишь хочу, чтобы вы понимали, в какую именно игру вы собираетесь играть, и трезво оценивали свои шансы.

Продолжение >>


Предыдущие материалы:

  1. Предисловие
  2. Что такое инвестиции?
  3. Инвестиции и бизнес
  4. Расходы
  5. Сбережения

(c) 2008-2010, Сергей Спирин, Центр Финансового Образования
http://fintraining.livejournal.com/263767.html



ЖЖ-сообщество Личные финансы
TOP-100 блогов финансовой тематики

Comments

( 25 комментариев — комментировать )
lupiv
30 сент, 2010 06:25 (UTC)
В тексте куча спорных утверждений, которые автору определенно знакомы и он сознательно не стал их раскрывать в силу соблюдения формата.

Самое лукавое утверждение касается долгосрочной прибыльности фондовых индексов, которые как известно являются индексами капитализаций. То есть учитывают только компании с растущей капитализацией. Отсюда и фокус бесконечного роста. Про аутсайдеров рынка типа Юкоса в такие моменты принято умалчивать.
fintraining
30 сент, 2010 06:36 (UTC)
Вообще-то индексы акций второго-третьего эшелона по статистике показывают доходность еще выше, чем то, что Вы называете "индексами капитализаций". :)

Юкос, думаю, Вам это известно, был исключен из индексов только после того, как уже потерял до 90% своей стоимости. Т.е. падение отдельных бумаг обычно в полной мере отражается на индексах.

Ну и, в конце концов, вам же никто не мешает купить индекс?
pavelefimovih
20 июл, 2013 22:59 (UTC)
Во-первых, оба графика – стабильно растущие на долгосрочной перспективе. Если вы готовы вложить свои деньги на длительный срок, то вы окажетесь в плюсе практически гарантированно.

Расскажите это японцам купившим Nikkei в 89-90 году. и 22 года сидящие в просадке с 40K
до 15K(62,5%)
pavelefimovih
20 июл, 2013 23:08 (UTC)
ссылку ниже увидел
.
duess
30 сент, 2010 07:29 (UTC)
Согласна с тем,что некоторые утверждения спорны. Если даже не брать крайности,как Юкос, можно рассмотреть Газпром. Взять последние 10 лет. Кто не вышел.... тот опоздал... и на долго.Так же и РАО. А рынок недвижимости - тоже самое.Кто не продал инвестиционные квартиры в 2008,тот сейчас это сделать уже не может.
Теперь нужно думать про драгметаллы.Пока полет шикарный. А вот Если 5 лет наад я советовала покупать их и "забыть про них надолго", то сейчас нужно думать и рассматривать каждый случай отдельно.
Так что и спекуляции и инвестици требуют немножечко мозгов и ..руку на пульсе.
stopmoose
30 сент, 2010 07:37 (UTC)
насчет того что плечи дорого стоят.... не согласен. даже маржиналка от брокера стоит 15% годовых а то и меньше, что почти укладывается в инфляцию. ну а на фьючерсах плечи ещё более дешёвые (цена определяется разницей между ценами на один и тот же фьючерс с разной датой исполнения).

при желании можно и под 0% с плечами сидеть.

есть категория инвесторов чуть-чуть спекулянтов :) берут только в лонг и с очень маленьким плечом, например, максимум до 125% от активов :)
stopmoose
30 сент, 2010 07:38 (UTC)
ну а так шикарная статья конечно, почти со всем согласен :)
spartafx
30 сент, 2010 07:50 (UTC)
А если копнуть поглубже, то окажется, что
- утверждение о форекс-спекулянтах, отбирающих друг у друга, в большей степени справедливо именно для биржи, а не для форекса. Потому что на форексе полно участников, которые вынуждены проводить операции просто потому, например, что страна производства не совпадает со страной продажи.
- так называемый "шум" в большей степени свойственен именно малоликвидным биржевым инструментам. Шума меньше там, где толпа больше. Т.е. на ES и EURUSD.
- ценообразование, как ни странно, базируется именно на балансе спроса-предложения, а не на долгосрочном восходящем тренде, который типа обязан существовать. Для полноты картины привели б уж тогда и график японского индекса.
- даже трендовый график, который вы привели, легко использовать и против ваших тезисов, т.к.
во-первых, если есть такой восходящий тренд, то спекулянт силами примитивного трендового теханализа многократно не только увеличит прибыль, но и снизит риски, пересиживая в кэше падения.
Во-вторых, проблема-то именно в наличие тренда вверх. Рынки меняются, становятся более ликвидными, менее халявными, чем купи-держи.
Российский рынок становится похож на американский, а американский - на рынок евродоллара. Внутри дня кирпичики те же, но все с меньшей охотой они складываются в аптренд.
fintraining
30 сент, 2010 08:07 (UTC)
> - утверждение о форекс-спекулянтах, отбирающих друг у друга, в большей степени справедливо именно для биржи, а не для форекса. Потому что на форексе полно участников, которые вынуждены проводить операции просто потому, например, что страна производства не совпадает со страной продажи.

С.С.:
Спекулянтов полно и там, и там. И на фондовом рынке, и на форексе они занимаются, по сути, одним и тем же. Разница невелика. Разница лишь в том, что на фондовом рынке могут быть как спекулянты, так и инвесторы. А вот на форексе инвесторов принципиально быть не может.

> - так называемый "шум" в большей степени свойственен именно малоликвидным биржевым инструментам. Шума меньше там, где толпа больше. Т.е. на ES и EURUSD.

C.C.:
Шум - это волатильность. Я бы не сказал, что на форексе волатильность сильно ниже, чем на фондовом рынке. Если и ниже, то не намного.

> - ценообразование, как ни странно, базируется именно на балансе спроса-предложения, а не на долгосрочном восходящем тренде, который типа обязан существовать. Для полноты картины привели б уж тогда и график японского индекса.

C.C.:
Приводил уже. Пожалуйста: http://fintraining.livejournal.com/250848.html
Там одной картинки, в принципе, достаточно, чтобы закрыть для себя все вопросы по Японии. А если еще воспоминания современников почитать...

Остальных тезисов, честно говоря, не понял. Точнее, не понял, в чем именно они противоречат написанному мной.
spartafx
30 сент, 2010 08:24 (UTC)
Если у вас есть основания надеяться на уход из доллара в бумаги(очевидный спутник роста ФР), то у кого-то могут быть основания надеяться на уход из доллара в евро, к примеру. Такая же рискованая инвестиция. Для заработка инвесторы не нужны, нужны контрагенты. Инвестор, который год назад купил - для рынка никто, он к рынку отношения не имеет, пока не решит продать. Он никак не поможет другому инвестору заработать, он не создает ликвидность. А вот фирма, репатриирующая между странами прибыль - очень к месту, она нужна, она создает ликвидность. Такие и являются источником прибыли, обычно неучитываемым в zero-sum-game.

Волатильность, измеренная в ATR - это не шум, это прибыль :)))

вижу, что не совсем понимаете. Давайте я не буду писать о балете, а вы - о спекуляциях?
fintraining
30 сент, 2010 08:32 (UTC)
Я здесь буду писать о том, о чем считаю нужным писать.

А Вы можете писать о чем хотите, хоть о балете. :) Лучше у себя в журнале. Потому что при дальнейших попытках указывать мне, что делать, Вы можете быть забанены, я этого очень не люблю.

Edited at 2010-09-30 08:33 (UTC)
spartafx
30 сент, 2010 08:35 (UTC)
ну тут не только я вижу, что эту статью вы написали не о том, в чем разбираетесь :))
fintraining
30 сент, 2010 08:39 (UTC)
Вы можете видеть все, что угодно. У всех бывают заблуждения. :)

А вот за столь категоричный тон, мы с Вами, пожалуй, попрощаемся.
(Анонимно)
30 сент, 2010 10:02 (UTC)
Сергей, могу я задать вопрос? Разве нет противоречия в Ваших фразах:
1)"Деньги, которые планирует получить инвестор, зарабатывает бизнес. А откуда возьмутся деньги, которые надеется заработать спекулянт?"
2)В чем отличие инвестора от спекулянта на фондовом рынке? И те, и другие совершают операции по покупке-продаже ценных бумаг на одних и тех же биржах, пользуясь услугами одних и тех же брокеров".
Следуя Вашей логике, оставим Форекс и посмотрим на фондовую биржу - а, вот откуда деньги для спекуляций! из того же бизнеса.

fintraining
30 сент, 2010 10:07 (UTC)
Из какого?

Деньги инвестора это: a) долгосрочный рост стоимости и b) дивиденды. И то, и другое возникает вследствие работы бизнеса, получения прибыли и увеличения его стоимости.

В чем конкретно противоречие?
(Анонимно)
30 сент, 2010 18:06 (UTC)
Мне кажется, что противоречие в следующем: и спекулянты, и инвесторы действуют на одном и том же рынке, но при этом используют "разные" деньги. Каким образом выходит так, что на одном и том же рынке инвесторы зарабатывают на работающем бизнесе, а спекулянты только лишь отнимают деньги друг у друга? Разве нельзя спекулировать на работающем бизнесе?
И вот еще что я хочу уточнить - мне бы хотелось не поумничать или подловить Вас на противоречиях, нет. Я хочу понять.
fintraining
1 окт, 2010 07:44 (UTC)
Это и предприятия одни и те же, и деньги одни и те же.

И даже люди иногда бывают одни и те же. В двух разных ипостасях. :)

Можно спекулировать на работающем бизнесе. Можно инвестировать в работающий бизнес. Это одни и те же бумаги. Но два разных занятия.

Здесь нет противоречия. Разница между инвестициями и спекуляциями определяется не разными деньгами, не разными бумагами, не разными людьми и даже не разными сроками вложений.

Разница определяется разными алгоритмами принятия решений, разным поведением, разными способами действий.
silcs
30 сент, 2010 18:22 (UTC)
Замечательный пост, действительно. Можно вопрос. Если инвестиции в акции дают такую относительно небольшую доходность при этом возможно без гарантии дохода на протяжении аж 10-20 лет, не лучше ли выбрать облигации? На ваш взгляд на чем основан факт более высокой доходности акций по сравнению с облигациями в исторической ретроспективе?
fintraining
1 окт, 2010 03:21 (UTC)
Самый простой (и вполне достаточный) ответ: на очень долгосрочной исторической статистике.

Далее, конечно, можно еще и на вопрос "Почему?" ответить. Но любой ответ на вопрос "Почему?" - это гипотезы. А статистика - это факты.

На вопрос "Почему?" у меня, разумеется, тоже ответ есть, но он гораздо более длинный. Лень писать. Тем более, что эти темы будут обсуждаться дальше.



Edited at 2010-10-01 03:23 (UTC)
sva52
1 окт, 2010 07:17 (UTC)
А вполне-ли корректно рекомендовать способы вложения, которые "с высокой долей вероятности на протяжении 2-х поколений останутся в плюсе"? (немного утрировал :) )
fintraining
1 окт, 2010 07:36 (UTC)
Вполне корректно, с учетом того, что все остальные способы вложений на перспективу 2-х поколению окажутся значительно хуже. С вероятностью, приближающейся к 100%.

Но рекомендовать такие вложения корректно не всем, а лишь тем, кто действительно готов вкладывать на 2 поколения. :) Для остальных рекомендации должны даваться индивидуально.
(Анонимно)
7 окт, 2010 07:30 (UTC)
Не записки инвестора, а записки спекулянта
Если один человек купил у другого человека (спекулянта) акции вне зависимости на какой срок он что, стал инвестором? Он такой же спекулянт как и продавец! Что от этой сделки получает бизнес? Ничего! Инвестором Вы являетесь только в тот момент, как только вложили деньги непосредственно в уставной капитал. Но как только вложили Вы автоматически становитесь спекулянтом! "Инвестор" - звучит, конечно, хорошо, тешит самолюбие.
fintraining
7 окт, 2010 08:04 (UTC)
Re: Не записки инвестора, а записки спекулянта
Довольно часто встречающееся заблуждение.
Alexey Andreev
29 окт, 2011 20:07 (UTC)
Вопрос
Замечательная статья.
Скажите, пожалуйста, если спекулянт успешно заработал, рынок при этом медленней растет? Влияет ли успех или неудача спекулянта на прибыль инвестора?

2) "«Сигнал» - это рост с постоянной доходностью"
А если рынок долго падает вниз, как с индексом nikkei, тогда сигнал просто меняет угол или направление тоже?
fintraining
30 окт, 2011 04:57 (UTC)
Re: Вопрос
1. Успехи или неудачи спекулянтов на прибыль инвестора влияют крайне слабо (тем, что временно устанавливают более или менее выгодные или невыгодные цены для покупки и продажи). Рынок под воздействием спекулянтов может временно расти быстрее или медленнее, но это временно. Для длинных инвестиционных горизонтах влияние это довольно слабое, поэтому можно им пренебречь, на коротких - может быть существенным.

2. То, что происходило и происходит в Японии, как раз и есть проявления рыночного шума (а вовсе не сигнала) - порой, после массовых помешательств спекулянтов, как в 80-е - 90-е в Японии он может растягиваться на десятилетия.

А за более длительный период доходность фондового рынка Японии, вообще-то, не отличается от аналогичной по другим странам. С "сигналом" там все в порядке. См. картинку здесь: http://fintraining.livejournal.com/250848.html
( 25 комментариев — комментировать )

Центр Финансового Образования

Подписка на бесплатные рассылки

Subscribe.Ru

Секреты инвестирования




Телепередачи

"Интервью программе Экономика телеканала
Москва-24, 25.09.2012


"Интервью программе ИнвестИДЕИ телеканала
Эксперт ТВ, 23.05.2012


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 05.03.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 02.02.2009


"Ваш личный финансовый консультант"
PRO Деньги, 26.12.2008


"Как заработать на кризисе?"
PRO Деньги, 02.12.2008


Интервью программе УТРО телеканала
Доверие, 13.10.2008


Записи бесплатных вебинаров

"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
03 декабря 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
23 апреля 2012 г.


"Инвестиционный портфель и инвестиционный план"
04 сентября 2012 г.


"Инвестиционный план и инвестиционный портфель"
28 ноября 2011 г.





(c) 2008-2015 Сергей Спирин. Все открытые материалы журнала можно свободно перепечатывать с указанием авторства и при условии обязательной гиперссылки на этот журнал

Рейтинг блогов


Рейтинг блогов

Статьи

Метки

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner